«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 8 (2018 / 1)

1. Платон и платоноведение

Фербер Р., Гараджа А. В.

Deuteros plous: бессмертие души и онтологический аргумент существования Бога

11–33

 149 KB

Карсеев А. А.

Агатобулия в диалогах Платона «Горгий», «Протагор», «Лисий», «Пир»

34–56

 149 KB

Протопопова И. А.

«Долгий путь» «Государства» и его метаморфозы: φύσις, λόγος, ἐπιθυµία

57–72

 117 KB

Римонди Д.

Лосевский анализ платоновской терминологии: о понятиях «эйдос» и «идея»

73–85

 99 KB

Курдыбайло Д. С., Курдыбайло И. П.

Онтология имени и именования в комментарии Прокла на «Кратил» Платона

86–124

 211 KB

2. Рецепции платонизма в европейском Ренессансе

Руднев Ю. В.

Iurii Rudnev

Художник-неоплатоник эпохи Возрождения как идеальный тип: Бенвенуто Челлини и его «Жизнь»

Renaissance Neo-Platonic Artist as an Ideal Type: Benvenuto Cellini and His Vita

125–154

 146 KB

Золотухина А. И.

Философское обоснование танца у итальянских хореографов Возрождения: от Аристотеля к Платону

155–181

 158 KB

3. Античная философия и поэзия

Эрреро де Хауреги М., Алиева О. В.

Ipsissima verba Музы: Эмпедокл B 3.6-13 и B 111 DK

182–194

 110 KB

4. Рецензии

Зотов С. О.

Рецензия на книгу: Косякова В.А. Апокалипсис Средневековья. Иероним Босх, Иван Грозный, Конец света (Москва: «АСТ», 2018)

195–201

 199 KB

Косякова В. А.

Мем как проект просвещения: наброски к портрету «Страдающего Средневековья»

202–209

 457 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Руднев, Юрий Владимирович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ, Москва), Центрально-Европейский универитет (Будапешт)

Художник-неоплатоник эпохи Возрождения как идеальный тип: Бенвенуто Челлини и его «Жизнь»

Keywords: Ренессансный платонизм, Марсилио Фичино, Бенедетто Варки, Бенвенуто Челлини, меланхолический гений, Renaissance Platonism, Marsilio Ficino, Benedetto Varchi, Benvenuto Cellini, melancholy genius
В основе статьи лежит идея о том, что некоторые художники, скульпторы и архитекторы эпохи Возрождения с целью придать большую значимость как собственной способности творить (ingegno), так и созданным произведениям использовали элементы платонической философии, которая обосновывала их право представлять «божественную красоту» с помощью художественных средств (disegno). Утверждение, что знаменитые флорентийцы первыми повысили социально-культурный статус своего «ремесла», не ново, поэтому в настоящей работе ставится более конкретный вопрос: какими средствами описывалась трансформация «ремесленников» в «творцов»? Я утверждаю, что нужный для ее описания язык был заимствован из философии Марсилио Фичино (1433-1499), главным образом изложенной в его «Комментарии на Пир Платона». Детальные интерпретации сократической любви, а также божественного и дьявольского безумия особенно сильно повлияли на известного художника и скульптора Бенвенуто Челлини (1500-1571); более того, позднее они стали восприниматься как неотъемлемая часть образа людей искусства. Вдохновленный идеями Фичино Челлини написал пространную автофикцию, которая демонстрировала неземную природу его знаменитого бронзового «Персея» и исключительную ученость авторского стиля (maniera) его создателя. «Жизнь Бенвенуто Челлини» и другие литературные произведения скульптора, ранее не исследовавшиеся в контексте трансфера философских идей в рассматриваемую эпоху, дают возможность представить художника-неоплатоника в качестве идеального типа «творца» эпохи Возрождения. Такая модель могла бы объяснить самовосприятие не только Челлини, но и других известных флорентийцев XV-XVI вв., например, Боттичелли, Рафаэля, Микеланджело, Понтормо, Бронзино.
 
 
Назад к оглавлению