|
Руднев, Юрий Владимирович Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ, Москва), Центрально-Европейский универитет (Будапешт)
Художник-неоплатоник эпохи Возрождения как идеальный тип: Бенвенуто Челлини и его «Жизнь»
|
|
Keywords:
Ренессансный платонизм, Марсилио Фичино, Бенедетто Варки, Бенвенуто Челлини, меланхолический гений, Renaissance Platonism, Marsilio Ficino, Benedetto Varchi, Benvenuto Cellini, melancholy genius
|
В основе статьи лежит идея о том, что некоторые художники, скульпторы и архитекторы эпохи Возрождения с целью придать большую значимость как собственной способности творить (ingegno), так и созданным произведениям использовали элементы платонической философии, которая обосновывала их право представлять «божественную красоту» с помощью художественных средств (disegno). Утверждение, что знаменитые флорентийцы первыми повысили социально-культурный статус своего «ремесла», не ново, поэтому в настоящей работе ставится более конкретный вопрос: какими средствами описывалась трансформация «ремесленников» в «творцов»? Я утверждаю, что нужный для ее описания язык был заимствован из философии Марсилио Фичино (1433-1499), главным образом изложенной в его «Комментарии на Пир Платона». Детальные интерпретации сократической любви, а также божественного и дьявольского безумия особенно сильно повлияли на известного художника и скульптора Бенвенуто Челлини (1500-1571); более того, позднее они стали восприниматься как неотъемлемая часть образа людей искусства. Вдохновленный идеями Фичино Челлини написал пространную автофикцию, которая демонстрировала неземную природу его знаменитого бронзового «Персея» и исключительную ученость авторского стиля (maniera) его создателя. «Жизнь Бенвенуто Челлини» и другие литературные произведения скульптора, ранее не исследовавшиеся в контексте трансфера философских идей в рассматриваемую эпоху, дают возможность представить художника-неоплатоника в качестве идеального типа «творца» эпохи Возрождения. Такая модель могла бы объяснить самовосприятие не только Челлини, но и других известных флорентийцев XV-XVI вв., например, Боттичелли, Рафаэля, Микеланджело, Понтормо, Бронзино.
|
|
|
|
|
|
|