«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 8 (2018 / 1)

1. Платон и платоноведение

Фербер Р., Гараджа А. В.

Deuteros plous: бессмертие души и онтологический аргумент существования Бога

11–33

 149 KB

Карсеев А. А.

Агатобулия в диалогах Платона «Горгий», «Протагор», «Лисий», «Пир»

34–56

 149 KB

Протопопова И. А.

«Долгий путь» «Государства» и его метаморфозы: φύσις, λόγος, ἐπιθυµία

57–72

 117 KB

Римонди Д.

Лосевский анализ платоновской терминологии: о понятиях «эйдос» и «идея»

73–85

 99 KB

Курдыбайло Д. С., Курдыбайло И. П.

Онтология имени и именования в комментарии Прокла на «Кратил» Платона

86–124

 211 KB

2. Рецепции платонизма в европейском Ренессансе

Руднев Ю. В.

Iurii Rudnev

Художник-неоплатоник эпохи Возрождения как идеальный тип: Бенвенуто Челлини и его «Жизнь»

Renaissance Neo-Platonic Artist as an Ideal Type: Benvenuto Cellini and His Vita

125–154

 146 KB

Золотухина А. И.

Философское обоснование танца у итальянских хореографов Возрождения: от Аристотеля к Платону

155–181

 158 KB

3. Античная философия и поэзия

Эрреро де Хауреги М., Алиева О. В.

Ipsissima verba Музы: Эмпедокл B 3.6-13 и B 111 DK

182–194

 110 KB

4. Рецензии

Зотов С. О.

Рецензия на книгу: Косякова В.А. Апокалипсис Средневековья. Иероним Босх, Иван Грозный, Конец света (Москва: «АСТ», 2018)

195–201

 199 KB

Косякова В. А.

Мем как проект просвещения: наброски к портрету «Страдающего Средневековья»

202–209

 457 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Золотухина, Анастасия Игоревна
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Философское обоснование танца у итальянских хореографов Возрождения: от Аристотеля к Платону

Keywords: Ренессанс, Платон, Аристотель, теория танца, Renaissance, Plato, Aristotle, theory of dance
В статье рассматривается рождение ренессансной теории танца в XV веке и ее опора на философию Аристотеля и - позже - Платона. Первые известные хореографы и авторы танцевальных трактатов, Доменико да Пьяченца и Гульельмо Эбрео, прибегают к античным авторитетам, чтобы доказать, что искусство танца достойно называться высоким и благородным. Доменико в этом отношении более формален: он цитирует несколько мест из «Никомаховой этики» Аристотеля, в том числе о золотой середине и о благоразумии, и даже использует греческий термин eutrapelia. Впрочем, эти цитаты встроены в текст трактата довольно формально и лишь технически доказывают возвышенную природу танца. Трактат Доменико De arte saltandi et choreas ducendi (ок. 1455) показывает, что в то время Аристотель все еще был главным авторитетом в окологуманистической среде. Напротив, сочинение Гульельмо Эбрео De pratica seu arte tripudii основывается на достаточно развитой аргументации, вдохновленной платоническими идеями космоса, гармонии, музыки и танца. Большинство положений Эбрео совпадают с концепцией танца у Платона как высокого воспитательного музыкального искусства (как это объяснено, особенно, в «Законах»). Трудность заключается в том, что Эбрео нигде не упоминает Платона, и нельзя с точностью утверждать, что он был знаком с его текстами. Однако известно, что Эбрео работал во Флоренции в 1460-70-х гг., время процветания неоплатонического флорентийского кружка: это ставит под вопрос раннюю датировку его трактата и может объяснить его платонические интересы. В любом случае, благодаря популярности как Эбрео, так и флорентийского неоплатонизма, «платоническая» теориятанцапобеждает и становится почти общим местом вплоть до XVII века, влияя и на практику танцевального искусства.
 
 
Назад к оглавлению