«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 8 (2018 / 1)

1. Платон и платоноведение

Фербер Р., Гараджа А. В.

Deuteros plous: бессмертие души и онтологический аргумент существования Бога

11–33

 149 KB

Карсеев А. А.

Агатобулия в диалогах Платона «Горгий», «Протагор», «Лисий», «Пир»

34–56

 149 KB

Протопопова И. А.

«Долгий путь» «Государства» и его метаморфозы: φύσις, λόγος, ἐπιθυµία

57–72

 117 KB

Римонди Д.

Лосевский анализ платоновской терминологии: о понятиях «эйдос» и «идея»

73–85

 99 KB

Курдыбайло Д. С., Курдыбайло И. П.

Онтология имени и именования в комментарии Прокла на «Кратил» Платона

86–124

 211 KB

2. Рецепции платонизма в европейском Ренессансе

Руднев Ю. В.

Iurii Rudnev

Художник-неоплатоник эпохи Возрождения как идеальный тип: Бенвенуто Челлини и его «Жизнь»

Renaissance Neo-Platonic Artist as an Ideal Type: Benvenuto Cellini and His Vita

125–154

 146 KB

Золотухина А. И.

Философское обоснование танца у итальянских хореографов Возрождения: от Аристотеля к Платону

155–181

 158 KB

3. Античная философия и поэзия

Эрреро де Хауреги М., Алиева О. В.

Ipsissima verba Музы: Эмпедокл B 3.6-13 и B 111 DK

182–194

 110 KB

4. Рецензии

Зотов С. О.

Рецензия на книгу: Косякова В.А. Апокалипсис Средневековья. Иероним Босх, Иван Грозный, Конец света (Москва: «АСТ», 2018)

195–201

 199 KB

Косякова В. А.

Мем как проект просвещения: наброски к портрету «Страдающего Средневековья»

202–209

 457 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Зотов, Сергей Олегович
Российский государственный гуманитарный университет, Библиотека герцога Августа (Вольфенбюттель)

Рецензия на книгу: Косякова В.А. Апокалипсис Средневековья. Иероним Босх, Иван Грозный, Конец света (Москва: «АСТ», 2018)

Keywords: апокалипсис, иконография, Иероним Босх, Иван Грозный, apocalypse, iconography, Hieronymus Bosch, Ivan the Terrible
В рецензии рассматривается научно-популярная книга историка Валерии Косяковой, посвященная образам апокалипсиса в европейском и русском Средневековье. В начале ее дается самое широкое представление об «апокалиптическом» дискурсе в различных культурах. Первая глава представляет собой иконографическую и историческую интерпретацию средневековых апокалиптических миниатюр. В этой главе автор решает сразу две задачи: научно-популярную - демонстрируя, как осмыслялись образы Армагеддона, - и развлекательно- просветительскую, конструируя выборку изображений, объединенных сюжетом Апокалипсиса. Вторая часть книги анализирует сюжеты о конце света и аллюзии на них в творчестве Иеронима Босха: его работы встраиваются в актуальный для эпохи культурный контекст, демонстрируется, на какие источники опирался художник. Третья глава посвящена тому, как апокалипсис осмыслялся в пространстве позднесредневековой Руси: символически превратившись в Новый Иерусалим - город, описываемый в Апокалипсисе, - русская столица стала центром разворачивающихся в видении Иоанна событий, воплощающихся уже в реальности: торжественных шествиях во главе с царем на «апокалиптической» осляти, священной войне с татарами, а также опричнине - своего рода прообразе и метафоре Страшного суда.
 
 
Назад к оглавлению