|
Караваева, Светлана Викторовна Русская христианская гуманитарная академия
Ἀρετή воина: «Одиссей» и «Аякс» Антисфена и воин-страж Платона
|
|
Keywords:
античная философия, сократические школы, Платон, Антисфен, ancient philosophy, Socratic Schools, Antisthenes, Plato
|
В статье рассматриваются речи Антисфена «Аякс» и «Одиссей» в контексте дискуссий платоновского корпуса, касающихся понятия воинской ἀρετή, в первую очередь в диалогах «Гиппий Меньший» и «Государство». Гомеровское понимание ἀρετή как героической по преимуществу, нацеленной на самоутверждение и личную славу героя, к концу V - первой половине IV вв. до н.э. перестает отвечать представлениям афинского общества о совершенном человеке. На первый план выступает забота не о собственном, индивидуальном благе, а об общем благе, которое реализует человек, обладающий полисными добродетелями. Мужество как основная добродетель воина заключается не только в том, чтобы быть сильным (ἰσχυρός), но предполагает и мудрость (σοφία), и стремление к знанию, и, что важно, возможность выразить знание в слове. Так, фундаментальное различие между Аяксом, героем гомеровского типа, и Одиссеем, выражающим представление Антисфена о природе добродетели, можно увидеть в их подходе к речи (λόγος). Если Аякс противопоставляет слово и дело, то для Одиссея слово - это то, что должно быть равным делу. В свою очередь данное различие поднимает ряд других проблем, эксплицирующих проблему знания (заметим, основную тему сократических диалогов), главные из которых - невежество (ἀμαθία) и ложь (ψεῦδος). В контексте данной проблематики нам представляется интересным сопоставить образ Одиссея Антисфена (а именно он, а не Аякс, как мы считаем, репрезентирует взгляды самого автора на природу воинской ἀρετή) с образами Одиссея из «Гиппия Меньшего» и воина-стража из «Государства».
|
|
|
|
|
|
|