«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 7 (2017 / 2)

1. Платон и платоноведение

Протопопова И. А., Гараджа А. В.

«Гиппий Больший»: комедия и двойники Сократа

11–32

 137 KB

Прокопов К. Е.

Некромантия Сократа? Ψυχαγωγία в «Федре» Платона

33–54

 142 KB

Галанин Р. Б.

Незнание истины - зло: об истоках этики Сократа

55–70

 99 KB

Гараджа А. В.

Философы себе замутят государство (R. 540e)?

71–83

 222 KB

2. Сократические школы

Светлов Р. В.

Легко ли (было) быть «сократиком»? Пристрастный взгляд комедии на Херефонта из Сфетта

84–96

 90 KB

Алымова Е. В.

Эсхин из Сфетта и традиция сократического диалога

97–116

 120 KB

Караваева С. В.

Ἀρετή воина: «Одиссей» и «Аякс» Антисфена и воин-страж Платона

117–126

 80 KB

3. Рецепции платонизма

Макарова И. В.

Аристотелевский миф о пещере

127–146

 111 KB

Даровских А. А.

Andrey Darovskikh

Этиология соединения души и тела в эмбриологии Немесия Эмесского

Aetiology of the Soul-Body Connection in Nemesius of Emesa’s Embryology

147–156

 83 KB

Гурьянов И. Г.

Понимание материальности и телесности в антропологии Марсилио Фичино

157–187

 161 KB

Куликов С. Б.

Рецепции афинского неоплатонизма в современной культуре

188–197

 85 KB

4. Платонизм и руская философия

Резвых Т. Н.

Семен Франк и его путь к Плотину: роль идей Фихте, Шуппе и Лотце в статье «О критическом идеализме» (1904)

198–207

 73 KB

Вахитов Р. Р.

Теория сословного общества: Платон и С.Г. Кордонский

208–227

 115 KB

Угольников Ю. А.

Платон, Сократ и Христос у Я.Э. Голосовкера

228–243

 88 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Гараджа, Алексей Викторович
Платоновский исследовательский научный центр, Российский государственный гуманитарный университет

Философы себе замутят государство (R. 540e)?

Keywords: Платон, «Государство», лексикография, драматический подход, ирония, Plato, the Republic, lexicography, dramatic approach, irony
В конце 7-й книги «Государства», в рассказе Сократа о перспективах полиса, где к власти приходят философы, мы наталкиваемся на довольно странное выражение внутри фразы, которая сама по себе достаточно неуклюжа и, главное, невероятно затянута, завершаясь или, скорее, обрываясь лишь неожиданным вопросительным знаком. Этими шероховатостями Платон, возможно, пользуется сознательно с целью предупредить читателя о том, что сказанное не обязательно принимать за чистую монету. Странное выражение - это διασκευωρέομαι, которое в среднем залоге принято переводить как ‘приводить в порядок, обустраивать’. Однако внимательный лексикографический, с оглядкой на контексты анализ исходного σκεῦος и его производных как в платоновских диалогах, так и в греческом узусе вообще приоткрывает оттенок неискренности и подтасовки в этом «обустройстве» философами своего государства. Для прояснения смысла и тона фрагмента привлекаются данные возможных индоевропейских связей указанного греческого слова с особым вниманием к славянским и русским соответствиям, в частности к глаголу кутить, в том числе в устойчивом выражении кутить и мутить.
 
 
Назад к оглавлению