|
Галанин, Рустам Баевич Русская Христианская Гуманитарная Академия
Незнание истины - зло: об истоках этики Сократа
|
|
Keywords:
софистика, риторика, греческая драма, история платонизма, этика, Sophistic movement, Greek rhetoric, Ancient drama, history of Platonism, ethics
|
В статье обсуждается проблема истоков фундаментального концепта этики Сократа - nemo sua sponte peccat (οὐδεὶς ἑκὼν ἐξαμαρτάνει), т.е. никто не делает зла по своей воле, или никто не ошибается добровольно. Предположение, высказанное Гвидо Калоджеро в середине прошлого века, заключается в том, что софист Горгий был источником этой доктрины и, следовательно, этическим воспитателем Сократа. Поэтому речь в защиту себя, изложенная в Апологии Сократа, есть не что иное, как заимствованная Cократом техника софиста из его сочинения Защита Паламеда, приспособленная для конкретного случая - своей защиты. Таким образом, Сократ знал Апологию Паламеда наизусть и даже ассоциировал себя с мифическим героем, чему есть подтверждение в тексте Апологии. Джеймс Коултер придерживается противоположной точки зрения: Апология Сократа - это анти-Паламед, что следует из всего корпуса платоновских сочинений, где Сократ выступает ярым антиподом риторики вообще и софиста Горгия в частности. Мария Сесилия Миранда де Ногейро Коэльо предлагает ввести третью фигуру - Ипполита Еврипида для более адекватного сравнения обеих апологий, что, однако, не решает проблему по хронологическим причинам. Рафаель Фербер, и мы вместе с ним, выдвигает гипотезу, согласно которой вопрос об истоках сократовского концепта следует оставить и обратиться к Платону как прекрасно знавшему сочинения Горгия и Евприпида и сознательно использовавшему на свой манер и для своих целей технику софиста.
|
|
|
|
|
|
|