|
Косякова, Валерия Александровна Российский государственный гуманитарный университет
Мем как проект просвещения: наброски к портрету «Страдающего Средневековья»
|
|
Keywords:
мем, медиевалистика, эдьютейнмент, meme, Medieval studies, edutainment
|
Публикация представляет собой рецензию на книгу «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии» (Москва: «АСТ», 2018) - бестселлер отечественной литературы нон-фикшн, выпущенный тиражом в 40.000 экземпляров. Беспрецедентно грандиозный тираж научно-популярной книги на сегодняшнем российском рынке - специфический феномен, нуждающийся в дальнейшем пристальном изучении. В рецензии затрагиваются проблемы современного феномена эдьютейнмента и специфики производства актуальных научно-популярных книг на примере массовой читательской фиксации на Средневековье. На протяжение уже многих лет проблема медиализации гуманитарных исследований - востребованный научный бренд на Западе. Книга «Страдающее Средневековье», как и одноименное сообщество «ВКонтакте», стали проводником медиевалистcких штудий для широкого круга читателей, формируя моду на Средневековье, подогреваемую и другими текстами массовый культуры, такими как «Игра престолов». Если для романтического дискурса XIX века, противопоставлявшего себя Просвещению и классицизму, была важна фигура демона, то для современного зрителя и читателя «странное», «непонятное», «маргинальное» (с точки зрения массового восприятия) в культуре, искусстве, истории Средневековья обретает особое значение: через призму «другого» Средневековья читатель соприкасается с проблемам современной истории и генеалогией представлений о нормативном и ненормативном в христианской иконографии.
|
|
|
|
|
|
|