|
Вахитов, Рустем Ринатович Башкирский государственный университет
Евразийцы и Платон: от тирании к «аристократии духа»
|
|
Keywords:
Платон, евразийцы, аристократия духа, тирания, большевизм
|
Платон в «Законах» писал о том, что создать наилучшее государство философов можно при помощи перевоспитания тирана, имеющего подходящие свойства. Вероятно, в этом ключе следует понимать попытки Платона воздействовать на тираннов Сиракуз Дионисия Старшего и Дионисия Младшего. Евразийцы 1920-х г. также пытались воздействовать на некоторых руководителей партии большевиков (переговоры П.П. Сувчинского и Л.П. Карсавина с Г.Л. Пятаковым в Париже в 1927 г.) и командиров Красной армии (операция советской разведки «Трест») с целью увлечь их евразийской идеологией. Полагаем, эта параллель носит не случайный характер, а связана с внутренней логикой платонизма (во всех его формах, в том числе и в форме философии евразийства). Тирания представляет собой последнюю точку вырождения идеального государства (через тимократию, олигархию и демократию). Вырождение это вызвано утерей связи «социальной материи» - земного государства со своим духовным принципом - эйдосом справедливости. Эту схему инволюции государства Платон рисует в «Государстве». Евразийскую трактовку русской истории после ордынского периода также можно представить как такую инволюцию «идеальной теократии» (православного Московского царства).
|
|
|
|
|
|
|