«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 3 (2015 / 2)

1. Платон и проблемы платоноведения

Робинсон Т. М., Трушина М. А.

Диалогическая форма и «эволюционный» подход к Платону

9–29

 109 KB

Thomas M. Robinson

The Dialogue Form and the “Developmental” Approach to Plato

30–47

 102 KB

Пресс Д. А., Гараджа А. В.

Альтернативный Платон

48–64

 105 KB

Слезак Т. А., Буланенко М. Е.

О значении ключевых понятий платоновской критики письма: филологический подход к «Федру» 274b-278e

65–79

 103 KB

Thomas A. Szlezák

On the Meaning of the Key Concepts in Plato’s Criticism of Writing: A Philological Approach to Phaedrus 274b-278e

80–91

 95 KB

Курдыбайло Д. С.

От игры к мистерии: об интерпретации этимологий в диалоге Платона «Кратил»

92–116

 139 KB

2. Неоплатонизм и христианство

Фокин А. Р.

Зрительный акт как аналогия происхождения Ума (Плотин - Марий Викторин - Августин)

117–146

 151 KB

3. Переводы и публикации

Фичино М., Гурьянов И. Г.

О жизни Ⅰ.1-7 (пер. И. Гурьянова)

147–197

 295 KB

Исидор Севильский, Гараджа А. В.

Этимологии. Книга Ⅷ: О церкви и сектах (пер. А. Гараджи)

198–253

 390 KB
 
 
Аннотация статьи Следующая статья

Робинсон, Томас Мор
University of Toronto

Трушина, Мария Александровна
Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет

Диалогическая форма и «эволюционный» подход к Платону

Keywords: бессмертие, «Государство», демиург, диалоги, душа, «Законы», «Парменид», Платон, разум, справедливость, «Тимей», трёхчастность, «Федон», функционализм, эволюционизм, эссенциализм, теория идей
В статье задаётся вопрос: где в диалогах сам Платон? Делается вывод, что искать его нужно на трёх позициях, последовательно утверждаемых и отстаиваемых ведущими персонажами Платона на протяжении всей его писательской карьеры: это эссенциализм, функционализм (телеология) и, наконец, вера в то, что человеческая душа отлична от тела, продолжает жить после смерти последнего и в своей рациональной части или стороне является бессмертной. В остальном же те или иные идеи, разбираемые на определённых этапах его творчества различными платоновскими персонажами (включая и те, которым суждено было весьма прославиться), - это именно идеи и только, составляющие его непрекращавшегося поиска истины вещей посредством диалога, но их нельзя, как выясняется, назвать идеями, которым сам он без вопросов был бы привержен до конца. Среди этих составляющих и знаменитая теория идей как трансцендентальных сущностей - теория, которая, как я считаю, играет заметную роль в «средний» период его творчества, но ко времени написания последнего диалога, «Законов», уже, скорей всего, была отвергнута. То же самое относится и к знаменитому учению о трёхчастном делении души: являясь заметной чертой «средних» диалогов, ко времени написания «Законов» это учение уже, как видно, было заброшено. Попутно и известное учение о справедливости как гармонии трёх частей души очевидно также выбрасывается за борт в «Законах», а заменяется чем-то куда более близким к очень по-современному звучащей теории справедливости как честности.
 
 
Назад к оглавлению