|
Варламова, Мария Николаевна Социологический институт Российской академии наук
О различии души и природы живого тела у Симпликия
|
|
Keywords:
душа, природа, эмбриогенез, движение, Аристотель, Симпликий
|
Задача статьи - рассмотреть учение о природе живого тела и о соотношении природы и души в комментариях Симпликия на Аристотеля, в первую очередь на «Физику», и показать, как представление Симпликия о природе изменяется по отношению к Аристотелю, которого он комментирует. В статье рассматривается, как оба философа трактуют ряд примеров, которые используются для разъяснения возникновения и движения живого сущего. Во-первых, пример кормчего и корабля, демонстрирующий, каким образом душа движет тело; во-вторых, пример чудесных автоматов или марионеток, который позволяет указать на причины развития эмбриона. В частности, Симпликий выделяет природу как отдельную пассивную причину движения, находящуюся ниже души, которая, в первую очередь, описывается как устроенность тела в качестве подлежащего душевной деятельности. Однако при обсуждении эмбриогенеза Симпликий определяет природу как творящую причину, которая определяет порядок развития органов, и отделяет природный эйдос как телесную форму и образец для формирующегося плода от души как энтелехии живого тела. В своей интерпретации автор опирается на комментарии Симпликия к «Физике» 2.1-3 и (Псевдо)-Симпликия к «О душе» 1.1, 2.1.
|
|
|
|
|
|
|