«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 18 (2023 / 1)

Платон и платоноведение

Галанин Р. Б.

Религия Сократа: боги и демоны

11–46

 199 KB

Тащиан А. А.

«Независть божества»: о понятии любомудрия у Платона

47–74

 164 KB

Протопопова И. А.

«Отсутствующая река» и «невозможный пловец»: парадоксы «объекта» и «субъекта» в первой гипотезе «Теэтета»

75–88

 116 KB

Макарова И. В.

«Народная мудрость» в диалоге Аристотеля «О философии»

89–114

 151 KB

Рецепции платонизма

Афонасина А. С.

Как Эмпедокл становится платоником: Симпликий, «Комментарий на Физику», 157.25-161.20

115–133

 171 KB

Щукин Т. А.

Классификация наук по Аммонию Александрийскому и ее рецепция в христианском богословии VII-VIII вв.: Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Анастасий Синаит

134–152

 138 KB

Лызлов А. В.

Созерцание или чтение? Ф.Г. Якоби и И.Г. Гаман о путях познания «сверхчувственного»

153–170

 120 KB

Резвых П. В.

Платонические аллюзии в «Мировых эпохах» Ф.В.Й. Шеллинга

171–199

 166 KB

Варламова М. Н.

Природа разума: Александр Афродисийский и Иоанн Филопон о бессмертии и отделимости разумной души

200–221

 136 KB

Гурьянов И. Г.

Традиция и эпистемические инновации в понимании эпидемии чумы в медико-философских трактатах Марсилио Фичино

222–255

 196 KB

Платонизм в русской философии

Петрова Л. А.

Софиологический постскриптум к сочинению об Имени Божием в контексте философии языка С.Н. Булгакова

256–271

 107 KB

Бирюков Д. С., Гравин А. А.

От потебнианства к магической интенциональности: к вопросу о становлении лингвофилософии отца Павла Флоренского

272–293

 176 KB

Переводы и публикации

Афонасин Е. В.

«Люди в темные времена»: избранные фрагменты «Философской истории» Дамаския

294–319

 147 KB

Вольф М. Н.

Шмуэль Школьников. «Парменид» Платона. Введение (перевод, часть 2)

320–347

 2 MB

Гараджа А. В.

Плутарх. Об угасании оракулов 24-52 (перевод и комментарии)

348–382

 211 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Резвых, Петр Владиславович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Платонические аллюзии в «Мировых эпохах» Ф.В.Й. Шеллинга

Keywords: Шеллинг, Прокл, диалектика, анамнесис, теория идей, теогония, космогония, теургия, воображение
В статье предпринята попытка классификации и интерпретации платонических аллюзий и реминисценций в текстах Шеллинга 1810-х гг., относящихся к работе над трактатом «Мировые эпохи». Автор выделяет семь групп таких аллюзий, связанных с ключевыми концепциями трактата. Первая касается вопроса о соотношении диалектики и истории и тесно связана с платоновским учением об анамнесисе. Вторая модифицирует предложенное в «Тимее» представление о соотношении времени и вечности. Третья группа переосмысливает введенное в «Софисте» различения небытия и не-сущего, которое имеет основополагающее значение для обоснования Шеллингом мыслимости теогонического процесса. Четвертая связана с диалектикой предела и беспредельного, которая становится в «Мировых эпохах» главным инструментом построения спекулятивной модели теогонии и полагается в основу внутренней динамики теогонического процесса. Пятая соотносится с диалектикой нужды и избытка, которая рассматривается Шеллингом как ключ к проблеме начала теогонии и которую он проецирует на миф о рождении Эроса из диалога «Пир». В шестой группе в связи с вопросом о соотношении между теогонией и космогонией решающее значение приобретают общие референции к платоновскому учению об идеях. Принципиальной для Шеллинга здесь является динамическая интерпретация идей как моментов раскрытия содержательного богатства первосущности в теургическом образе будущего творения. Седьмая отсылает к кантовской теории воображения, которой Шеллинг находит прямую аналогию в «Тимее». Наконец, особое место среди отсылок к платонической традиции занимает впервые идентифицированная в данной статье цитата из комментария Прокла на «Тимей» Платона, с помощью которой Шеллинг связывает теогоническую проблематику с тринитарной теологией.
 
 
Назад к оглавлению