|
Варламова, Мария Николаевна Институт философии Российской академии наук
Природа разума: Александр Афродисийский и Иоанн Филопон о бессмертии и отделимости разумной души
|
|
Keywords:
душа, ум, тело, Аристотель, Александр Афродисийский, Иоанн Филопон
|
Статья посвящена разбору и сопоставлению двух интерпретаций аристотелевского учения об уме, которые мы находим в произведениях Александра Афродисийского и Иоанна Филопона. При том, что оба автора имеют общее основание для своей интерпретации — учение Аристотеля об уме и душе — и во многом похожим образом рассматривают процесс мышления и, главное, — то, как именно ум в возможности переходит к уму в действительности, в их интерпретациях Аристотеля есть существенное различие: они противоположным образом интерпетируют слова Аристотеля о бессмертном и непрестанно действующем уме. Александр Афродисийский указывает, что творческий ум — это божественный ум, который отделим, несмешан и бессмертен по своей сущности, а наш ум всегда является претерпевающим умом, и потому наш ум, или разумная часть души, по бытию связан с материей и разрушим, хотя по деятельности, в сам момент мысли, может быть подобен творческому уму. Филопон же считает, что бессмертным, несмешанным и действующим Аристотель называет именно наш ум, и выделяет два типа творческого ума: творческий ум учителя, который воздействует на ученика, и божественный ум, который, подобно солнцу, является причиной мыслимости вообще, но не является непосредственной действующей причиной нашего мышления. В статье сравниваются эти две интерпретации и рассматриваются основания для столь различной трактовки аристотелевского учения.
|
|
|
|
|
|
|