«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 18 (2023 / 1)

Платон и платоноведение

Галанин Р. Б.

Религия Сократа: боги и демоны

11–46

 199 KB

Тащиан А. А.

«Независть божества»: о понятии любомудрия у Платона

47–74

 164 KB

Протопопова И. А.

«Отсутствующая река» и «невозможный пловец»: парадоксы «объекта» и «субъекта» в первой гипотезе «Теэтета»

75–88

 116 KB

Макарова И. В.

«Народная мудрость» в диалоге Аристотеля «О философии»

89–114

 151 KB

Рецепции платонизма

Афонасина А. С.

Как Эмпедокл становится платоником: Симпликий, «Комментарий на Физику», 157.25-161.20

115–133

 171 KB

Щукин Т. А.

Классификация наук по Аммонию Александрийскому и ее рецепция в христианском богословии VII-VIII вв.: Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Анастасий Синаит

134–152

 138 KB

Лызлов А. В.

Созерцание или чтение? Ф.Г. Якоби и И.Г. Гаман о путях познания «сверхчувственного»

153–170

 120 KB

Резвых П. В.

Платонические аллюзии в «Мировых эпохах» Ф.В.Й. Шеллинга

171–199

 166 KB

Варламова М. Н.

Природа разума: Александр Афродисийский и Иоанн Филопон о бессмертии и отделимости разумной души

200–221

 136 KB

Гурьянов И. Г.

Традиция и эпистемические инновации в понимании эпидемии чумы в медико-философских трактатах Марсилио Фичино

222–255

 196 KB

Платонизм в русской философии

Петрова Л. А.

Софиологический постскриптум к сочинению об Имени Божием в контексте философии языка С.Н. Булгакова

256–271

 107 KB

Бирюков Д. С., Гравин А. А.

От потебнианства к магической интенциональности: к вопросу о становлении лингвофилософии отца Павла Флоренского

272–293

 176 KB

Переводы и публикации

Афонасин Е. В.

«Люди в темные времена»: избранные фрагменты «Философской истории» Дамаския

294–319

 147 KB

Вольф М. Н.

Шмуэль Школьников. «Парменид» Платона. Введение (перевод, часть 2)

320–347

 2 MB

Гараджа А. В.

Плутарх. Об угасании оракулов 24-52 (перевод и комментарии)

348–382

 211 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Варламова, Мария Николаевна
Институт философии Российской академии наук

Природа разума: Александр Афродисийский и Иоанн Филопон о бессмертии и отделимости разумной души

Keywords: душа, ум, тело, Аристотель, Александр Афродисийский, Иоанн Филопон
Статья посвящена разбору и сопоставлению двух интерпретаций аристотелевского учения об уме, которые мы находим в произведениях Александра Афродисийского и Иоанна Филопона. При том, что оба автора имеют общее основание для своей интерпретации — учение Аристотеля об уме и душе — и во многом похожим образом рассматривают процесс мышления и, главное, — то, как именно ум в возможности переходит к уму в действительности, в их интерпретациях Аристотеля есть существенное различие: они противоположным образом интерпетируют слова Аристотеля о бессмертном и непрестанно действующем уме. Александр Афродисийский указывает, что творческий ум — это божественный ум, который отделим, несмешан и бессмертен по своей сущности, а наш ум всегда является претерпевающим умом, и потому наш ум, или разумная часть души, по бытию связан с материей и разрушим, хотя по деятельности, в сам момент мысли, может быть подобен творческому уму. Филопон же считает, что бессмертным, несмешанным и действующим Аристотель называет именно наш ум, и выделяет два типа творческого ума: творческий ум учителя, который воздействует на ученика, и божественный ум, который, подобно солнцу, является причиной мыслимости вообще, но не является непосредственной действующей причиной нашего мышления. В статье сравниваются эти две интерпретации и рассматриваются основания для столь различной трактовки аристотелевского учения.
 
 
Назад к оглавлению