|
Лызлов, Алексей Васильевич Российский государственный гуманитарный университет
Созерцание или чтение? Ф.Г. Якоби и И.Г. Гаман о путях познания «сверхчувственного»
|
|
Keywords:
И.Г. Гаман, Ф.Г. Якоби, разум, сверхчувственное, восприятие, чтение
|
XVIII век — время, когда происходит активный процесс секуляризации мысли и жизни. В философии этот процесс выразился в стремлении отказаться от любого рода религиозных и метафизических предпосылок и опираться только на опыт; а также в утверждении разума в качестве не только органа познания, но и единственной инстанции, способной по праву ориентировать человека в жизни. Одной из важнейших проблем становится при этом проблема обоснования необходимости предлагаемых разумом познавательных моделей и регулятивов человеческой жизни. Понятно, что основания указанной необходимости, если и существуют, не могут принадлежать области «чувственных» данных, но представляют собой нечто «сверхчувственное» (Übersinnlich). Поэтому вопрос о возможности познания «сверхчувственного» активно обсуждался мыслителями XVIII века. Просветительски ориентированные мыслители сходятся в утверждении того, что «сверхчувственное» не может восприниматься, но может лишь мыслиться. При этом одни из них, в частности М. Мендельсон, полагают возможным доказывать существование сверхчувственных предметов и познавать их посредством рассудочных спекуляций, другие же отрицают возможность этого, как делает И. Кант, утверждающий, что сверхчувственное отвечает потребности разума, но не может быть предметом разумного познания. Напротив, оппоненты Просвещения сходятся в утверждении возможности восприятия сверхчувственного, предлагая разные варианты понимания того, как сверхчувственное может восприниматься. В статье рассматриваются и анализируются два таких варианта. Первый, принадлежащий Ф.Г. Якоби, отсылает к Платону и предполагает, что сверхчувственное дается нам посредством особого рода рецептивности, присущей разуму. Второй, разрабатываемый И.Г. Гаманом, основывается на понимании восприятия как «чтения» книги мира и книги истории, в которых материальная фактичность вещи или события всегда «прочитывается» и понимается в ее «сверхчувственном» смысле подобно тому, как это происходит при чтении слов книжного текста.
|
|
|
|
|
|
|