«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 18 (2023 / 1)

Платон и платоноведение

Галанин Р. Б.

Религия Сократа: боги и демоны

11–46

 199 KB

Тащиан А. А.

«Независть божества»: о понятии любомудрия у Платона

47–74

 164 KB

Протопопова И. А.

«Отсутствующая река» и «невозможный пловец»: парадоксы «объекта» и «субъекта» в первой гипотезе «Теэтета»

75–88

 116 KB

Макарова И. В.

«Народная мудрость» в диалоге Аристотеля «О философии»

89–114

 151 KB

Рецепции платонизма

Афонасина А. С.

Как Эмпедокл становится платоником: Симпликий, «Комментарий на Физику», 157.25-161.20

115–133

 171 KB

Щукин Т. А.

Классификация наук по Аммонию Александрийскому и ее рецепция в христианском богословии VII-VIII вв.: Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Анастасий Синаит

134–152

 138 KB

Лызлов А. В.

Созерцание или чтение? Ф.Г. Якоби и И.Г. Гаман о путях познания «сверхчувственного»

153–170

 120 KB

Резвых П. В.

Платонические аллюзии в «Мировых эпохах» Ф.В.Й. Шеллинга

171–199

 166 KB

Варламова М. Н.

Природа разума: Александр Афродисийский и Иоанн Филопон о бессмертии и отделимости разумной души

200–221

 136 KB

Гурьянов И. Г.

Традиция и эпистемические инновации в понимании эпидемии чумы в медико-философских трактатах Марсилио Фичино

222–255

 196 KB

Платонизм в русской философии

Петрова Л. А.

Софиологический постскриптум к сочинению об Имени Божием в контексте философии языка С.Н. Булгакова

256–271

 107 KB

Бирюков Д. С., Гравин А. А.

От потебнианства к магической интенциональности: к вопросу о становлении лингвофилософии отца Павла Флоренского

272–293

 176 KB

Переводы и публикации

Афонасин Е. В.

«Люди в темные времена»: избранные фрагменты «Философской истории» Дамаския

294–319

 147 KB

Вольф М. Н.

Шмуэль Школьников. «Парменид» Платона. Введение (перевод, часть 2)

320–347

 2 MB

Гараджа А. В.

Плутарх. Об угасании оракулов 24-52 (перевод и комментарии)

348–382

 211 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Лызлов, Алексей Васильевич
Российский государственный гуманитарный университет

Созерцание или чтение? Ф.Г. Якоби и И.Г. Гаман о путях познания «сверхчувственного»

Keywords: И.Г. Гаман, Ф.Г. Якоби, разум, сверхчувственное, восприятие, чтение
XVIII век — время, когда происходит активный процесс секуляризации мысли и жизни. В философии этот процесс выразился в стремлении отказаться от любого рода религиозных и метафизических предпосылок и опираться только на опыт; а также в утверждении разума в качестве не только органа познания, но и единственной инстанции, способной по праву ориентировать человека в жизни. Одной из важнейших проблем становится при этом проблема обоснования необходимости предлагаемых разумом познавательных моделей и регулятивов человеческой жизни. Понятно, что основания указанной необходимости, если и существуют, не могут принадлежать области «чувственных» данных, но представляют собой нечто «сверхчувственное» (Übersinnlich). Поэтому вопрос о возможности познания «сверхчувственного» активно обсуждался мыслителями XVIII века. Просветительски ориентированные мыслители сходятся в утверждении того, что «сверхчувственное» не может восприниматься, но может лишь мыслиться. При этом одни из них, в частности М. Мендельсон, полагают возможным доказывать существование сверхчувственных предметов и познавать их посредством рассудочных спекуляций, другие же отрицают возможность этого, как делает И. Кант, утверждающий, что сверхчувственное отвечает потребности разума, но не может быть предметом разумного познания. Напротив, оппоненты Просвещения сходятся в утверждении возможности восприятия сверхчувственного, предлагая разные варианты понимания того, как сверхчувственное может восприниматься. В статье рассматриваются и анализируются два таких варианта. Первый, принадлежащий Ф.Г. Якоби, отсылает к Платону и предполагает, что сверхчувственное дается нам посредством особого рода рецептивности, присущей разуму. Второй, разрабатываемый И.Г. Гаманом, основывается на понимании восприятия как «чтения» книги мира и книги истории, в которых материальная фактичность вещи или события всегда «прочитывается» и понимается в ее «сверхчувственном» смысле подобно тому, как это происходит при чтении слов книжного текста.
 
 
Назад к оглавлению