|
Тащиан, Андрей Артемович Кубанский государственный университет
«Независть божества»: о понятии любомудрия у Платона
|
|
Keywords:
Платон, мудрость, любомудрие, независть божества
|
Понимая мудрость как конкретное единство субъекта и субстанции (и самопознание), автор утверждает, что ее понятие реально как любомудрие. Исторически первой формой постижения этого единства была античная философия, а Платон первым ввел положение о независти божества, выражающее это понятие. Это положение показывает, что мудрость — не абстрактное тождество, а различенная внутри себя целостность, порождающая познавательную деятельность субъекта и раскрывающаяся в любви к нему. В статье сначала анализируется мифология божественной зависти, логическая превратность каковой — в том, что в ней мудрость полагается как конечный объект борьбы между человеческим и божественным самосознаниями, а не как бесконечное самооткровение, проявляющееся в обретении мудрости человеком. Далее автор обнаруживает в платоновском понятии любомудрия феноменологический аспект, который в «Пире» символизируется сократовским Эротом и заключается в том, что конечное сознание человека содержит в себе элемент бесконечности, обусловливающий его устремленность к божественной мудрости. Наконец, автор находит в платоновском понятии любомудрия логический аспект, выражающийся во внутренней процессуальности божественной (логической) субстанции — в том, что мудрость полагает себя в беззавистном любомудрии человека. Именно это саморазличение божественного как его самооткровение в человеческом знании премодерновое мышление называло божественной независтью. Как раз в платоновских диалогах «Федр», «Тимей» и «Послезаконие» этот логический феномен был впервые сформулирован и положен в качестве важнейшего принципа классической философии.
|
|
|
|
|
|
|