«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 18 (2023 / 1)

Платон и платоноведение

Галанин Р. Б.

Религия Сократа: боги и демоны

11–46

 199 KB

Тащиан А. А.

«Независть божества»: о понятии любомудрия у Платона

47–74

 164 KB

Протопопова И. А.

«Отсутствующая река» и «невозможный пловец»: парадоксы «объекта» и «субъекта» в первой гипотезе «Теэтета»

75–88

 116 KB

Макарова И. В.

«Народная мудрость» в диалоге Аристотеля «О философии»

89–114

 151 KB

Рецепции платонизма

Афонасина А. С.

Как Эмпедокл становится платоником: Симпликий, «Комментарий на Физику», 157.25-161.20

115–133

 171 KB

Щукин Т. А.

Классификация наук по Аммонию Александрийскому и ее рецепция в христианском богословии VII-VIII вв.: Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Анастасий Синаит

134–152

 138 KB

Лызлов А. В.

Созерцание или чтение? Ф.Г. Якоби и И.Г. Гаман о путях познания «сверхчувственного»

153–170

 120 KB

Резвых П. В.

Платонические аллюзии в «Мировых эпохах» Ф.В.Й. Шеллинга

171–199

 166 KB

Варламова М. Н.

Природа разума: Александр Афродисийский и Иоанн Филопон о бессмертии и отделимости разумной души

200–221

 136 KB

Гурьянов И. Г.

Традиция и эпистемические инновации в понимании эпидемии чумы в медико-философских трактатах Марсилио Фичино

222–255

 196 KB

Платонизм в русской философии

Петрова Л. А.

Софиологический постскриптум к сочинению об Имени Божием в контексте философии языка С.Н. Булгакова

256–271

 107 KB

Бирюков Д. С., Гравин А. А.

От потебнианства к магической интенциональности: к вопросу о становлении лингвофилософии отца Павла Флоренского

272–293

 176 KB

Переводы и публикации

Афонасин Е. В.

«Люди в темные времена»: избранные фрагменты «Философской истории» Дамаския

294–319

 147 KB

Вольф М. Н.

Шмуэль Школьников. «Парменид» Платона. Введение (перевод, часть 2)

320–347

 2 MB

Гараджа А. В.

Плутарх. Об угасании оракулов 24-52 (перевод и комментарии)

348–382

 211 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Протопопова, Ирина Александровна
Российский государственный гуманитарный университет

«Отсутствующая река» и «невозможный пловец»: парадоксы «объекта» и «субъекта» в первой гипотезе «Теэтета»

Keywords: Платон, «Теэтет», Протагор, знание, ощущение, мера, движение, субъект, эйдос
Статья посвящена первому кругу рассуждений в диалоге «Теэтет» с точки зрения того, какие проблемы «субъекта» и «объекта» познания обнаруживаются в гипотезе «знание есть ощущение». В начале статьи предлагается решение относительно вызывающей удивление исследователей апоретической формы диалога, явно не принадлежащего к ранним. На наш взгляд, на уровне трех гипотез Теэтета (знание как 1) ощущение; 2) истинное мнение; 3) истинное мнение с объяснением), которым вполне точно соответствуют три первых сферы сущего как они описаны в «Государстве» (510), нельзя дать ответ на вопрос, что такое знание: он возможен только на уровне эйдосов; именно поэтому драматургически после беседы в «Теэтете» происходит разговор Теэтета с Чужеземцем в «Софисте», где дается своего рода теория взаимодействия эйдосов. Мы полагаем, что в каждом круге рассуждений в «Теэтете» есть намеки на то, что без эйдосов невозможно постичь, что такое знание. В первом круге гипотеза «знание есть ощущение» (Th. 151e) практически отождествляется с концепцией Протагора «человек есть мера всех вещей» (152a), и тут же к ним присоединяется концепция всеобщего непрерывного движения (152c–e). Эти взгляды подаются как поддерживающие друг друга, но на деле оказывается, что концепции «текучников» и Протагора не только не совпадают, но и противоположны. Если всё течет обоими видами движения (181b–183b), то невозможен ни субъект, ни объект изменения: нет «субстанции» изменения и «субъекта» его фиксации. Если принимается всеобщее движение, то невозможна мера, и человек не может быть «автаркичным разумом». Поэтому внезапное появление из концепции всеобщего становления некоего «Я» как меры сущего выглядит парадоксально (159–160e). Именно в силу парадоксов, до которых доводит объединяемая Сократом логика «текучников» и софистов, первый круг рассуждения в «Теэтете» завершается примерами того, как душа схватывает сущее «сама по себе»: и разницу ощущений, и их как целое, и число, и бытие-небытие и т.д. (184b–186b). Но это уже иной предмет схватывания — умопостигаемый, иной субъект, который может быть назван трансцендентальным.
 
 
Назад к оглавлению