«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 18 (2023 / 1)

Платон и платоноведение

Галанин Р. Б.

Религия Сократа: боги и демоны

11–46

 199 KB

Тащиан А. А.

«Независть божества»: о понятии любомудрия у Платона

47–74

 164 KB

Протопопова И. А.

«Отсутствующая река» и «невозможный пловец»: парадоксы «объекта» и «субъекта» в первой гипотезе «Теэтета»

75–88

 116 KB

Макарова И. В.

«Народная мудрость» в диалоге Аристотеля «О философии»

89–114

 151 KB

Рецепции платонизма

Афонасина А. С.

Как Эмпедокл становится платоником: Симпликий, «Комментарий на Физику», 157.25-161.20

115–133

 171 KB

Щукин Т. А.

Классификация наук по Аммонию Александрийскому и ее рецепция в христианском богословии VII-VIII вв.: Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Анастасий Синаит

134–152

 138 KB

Лызлов А. В.

Созерцание или чтение? Ф.Г. Якоби и И.Г. Гаман о путях познания «сверхчувственного»

153–170

 120 KB

Резвых П. В.

Платонические аллюзии в «Мировых эпохах» Ф.В.Й. Шеллинга

171–199

 166 KB

Варламова М. Н.

Природа разума: Александр Афродисийский и Иоанн Филопон о бессмертии и отделимости разумной души

200–221

 136 KB

Гурьянов И. Г.

Традиция и эпистемические инновации в понимании эпидемии чумы в медико-философских трактатах Марсилио Фичино

222–255

 196 KB

Платонизм в русской философии

Петрова Л. А.

Софиологический постскриптум к сочинению об Имени Божием в контексте философии языка С.Н. Булгакова

256–271

 107 KB

Бирюков Д. С., Гравин А. А.

От потебнианства к магической интенциональности: к вопросу о становлении лингвофилософии отца Павла Флоренского

272–293

 176 KB

Переводы и публикации

Афонасин Е. В.

«Люди в темные времена»: избранные фрагменты «Философской истории» Дамаския

294–319

 147 KB

Вольф М. Н.

Шмуэль Школьников. «Парменид» Платона. Введение (перевод, часть 2)

320–347

 2 MB

Гараджа А. В.

Плутарх. Об угасании оракулов 24-52 (перевод и комментарии)

348–382

 211 KB
 
 
Аннотация статьи Следующая статья

Галанин, Рустам Баевич
Русская христианская гуманитарная академия

Религия Сократа: боги и демоны

Keywords: античная философия, древнегреческая религия, риторика, софистика, рациональная теология
В научной литературе давно идет дискуссия по поводу того, чем являлся даймоний Сократа, как его интерпретировать, как он коммуницировал с Сократом и прочее. Господствующей многие годы в науке интерпретацией был рационалистический подход, предложенный Грегори Властосом и Мартой Нуссбаум, которые полагали, что Сократ говорил о даймонии в ироническом смысле, тогда как на самом деле это был голос разума или рациональная интуиция. Кристофер Риви предложил так называемый фундаментальный подход, который заключался в том, что Сократ нерефлексивно и мгновенно реагирует на указания даймония, потому что теоретически постулирует благость богов, а раз даймоний — посланец бога, то значит и он благ, и доверять ему — вполне рационально. Томас Брикхауз и Николас Смит предложили так называемый эмпирицистский подход, согласно которому о даймонии как божественной сущности смысла высказываться нет, ибо тут всё совершенно непознаваемо, но, принимая во внимание эпистемологические постулаты релайбилизма, можно утверждать, что Сократ имел вполне надежные основания всегда следовать совету даймония — просто потому, что до этого последний никогда не диктовал ложных указаний. Уже в 21 веке были предложены новые подходы, акцентирующие внимание на перспективисткой и даже мистической точках зрения. Эти подходы, первый из которых выдвинул Джаред Брандт, а второй — Джон Буссанич, полагают, что мы не может вписывать в религиозную феноменологию Сократа постулаты современного понимания рациональности — а именно этим, по мнению этих двух ученых, грешат вышеуказанные рациональные подходы. Вместо этого нам следует проделать такую интерпретацию, которая оставила бы место, во-первых, для мистического контакта с божеством и, во-вторых, — для действия, которое основывалось бы исключительно на личном религиозном опыте и убеждении и связанном с ними собственным (перспективистким) пониманием истины. Также в статье рассматривается общее отношение Сократа к божеству, его религиозные практики и ритуалы.
 
 
Назад к оглавлению