|
Галанин, Рустам Баевич Русская христианская гуманитарная академия
Волкова, Надежда Павловна Институт философии Российской академии наук
Кинед и (транс)гендерная субъективность: к интерпретации диалога «Горгий», 494e
|
|
Keywords:
субъект, гендерные исследования, античная этика, философская антропология, античная литература
|
Фигура кинеда в последние десятилетия становится все более популярной в рамках той области гуманитаристики, которую можно обозначить как античные гендерные исследования. Гендерная идентичность кинеда, которая смешивает в себе феминные и маскулинные признаки, сильно напоминает современный феномен «трансгендерности». Такая бинарность отчетливо понималась древними греками и римлянами, что нашло свое отражение в соответствующих текстах, принадлежащих самым различным литературным жанрам. Вместе с тем древние люди отчетливо приписывали феномену кинедии ряд нелицеприятных черт, среди которых главную роль занимает неуемная похоть, или чрезмерно высокое либидо, говоря современным языком. В статье предпринят разбор ряда важнейших античных свидетельств о кинедии, на основании которых сделано предположение, что кинед конституирует свою субъективность через перформативные практики (кросдрессинг и проч.), реализующие постоянное ментальное (гендерное) нетождество со своим биологическим полом, что напрямую роднит древнего кинеда с перформативным гендерным субъектом современной буржуазной теории. Также в статье поддерживается тезис, что именно повышенное и неуемное либидо, то есть, попросту говоря, похоть, а не пассивная гомосексуальность, как считалось ранее, является основной причиной осуждения кинедии со стороны общественной морали, в частности со стороны философа Платона.
|
|
|
|
|
|
|