«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 19 (2023 / 2)

Платон и платоноведение

Соланс Бласко М.

Сила философии: о значении δύναμις в «Горгии» Платона

11–48

 223 KB

Галанин Р. Б., Волкова Н. П.

Субъект языка и морали в философии Протагора: диалектика индивида и сообщества/полиса

49–80

 192 KB

Протопопова И. А.

Сократ и подражатели: «миметический» и «подлинный» субъект у Платона

81–96

 117 KB

Скворцов А. А.

О понятии души в философии Платона

97–117

 126 KB

Рецепции платонизма

Стрельцов А. М.

Эпистемологическая триада в «Сократических достопамятностях» И.Г. Гамана

118–143

 164 KB

Минак В. С.

Способы формирования субъекта в учении Аристотеля об уме

144–158

 101 KB

Щукин Т. А.

Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте

159–186

 161 KB

Гурьянов И. Г.

Философский этос Марсилио Фичино в его отношении к концептам современности и контрсовременности Мишеля Фуко

187–214

 160 KB

Курбатов А. Г.

Филипп Меланхтон — комментатор Аристотеля: к вопросу о моральной философии реформатора

215–232

 118 KB

Дорохина Д. М.

Проблема бытия в метафизическом персонализме

233–241

 76 KB

Переводы и публикации

Светлов Р. В.

А.Н. Егунов о переводе платоновского диалога «Пир»

242–263

 140 KB

Протопопова И. А., Гараджа А. В.

Не в строку лыко: рецензия А.Н. Егунова на перевод платоновского «Пира» С.К. Аптом

264–278

 113 KB

Федоров Д. А., Андерсон О. Н.

Незаконченная рукопись А.Н. Егунова «Греческий роман в русских переводах»

279–299

 133 KB

Соколов П. В.

Гильом де Лёс. «Комментарий на Книгу о причинах», Cod. Borgh. 352 fols. 63r–65v (введение, текст и перевод)

300–340

 224 KB

Гараджа А. В.

«Метаморфоза епископа Голиафа» (текст, перевод и комментарии)

341–362

 385 KB

In memoriam

Лукетти К., Алиева О. В.

Памяти Томаса Александра Cлезака (перевод Ольги Алиевой)

363–367

 69 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Протопопова, Ирина Александровна
Российский государственный гуманитарный университет

Сократ и подражатели: «миметический» и «подлинный» субъект у Платона

Keywords: субъект, Сократ, мимесис, трансцендентальный субъект, трансцендирование
Статья продолжает исследование автором проблемы субъекта в античной философии. В предыдущей статье, «„Отсутствующая река“ и „невозможный пловец“» (2023), на материале диалога «Теэтет» было показано, как логика софистов приводит к парадоксам: если всё движется обоими основными видами движения (изменение и перемещение), то нет ни «субстанции» изменения, ни «субъекта» его фиксации; в таком случае нельзя говорить о человеке как «мере всех вещей». В «Теэтете» Платон показывает, что для существования субъекта познания необходимо измерение, которое мы могли бы назвать ноэтическим, или трансцендентальным. В новой статье речь идет о субъекте действия и морального суждения на материале прежде всего диалогов «Апология Сократа», «Алкивиад I» и «Пир». В качестве идеального субъекта Платон описывает Сократа, который действует на основании истины, поэтому он подлинный субъект, тогда как подавляющее большинство других людей действуют и судят исходя из призрачных представлений, связанных с «подражаниями» и «страстями»; их можно назвать «миметическими субъектами». Однако источник действия и суждения Сократа, определяющий их подлинность, отнюдь не рационалистичен — он обусловлен способностью Сократа к трансцендированию, к выходу за пределы всех возможных мнений и любых научных познаний, что описано в «Пире» как восхождение по эротической лестнице красоты, как переход черты от множественного сущего к запредельному единому. Подъем по этой лестнице и слияние с прекрасным завершается рождением подлинной добродетели, а не мнимой, поскольку душа прикоснулась к истине, а не призраку (Smp. 212a). Мы видим, что парадоксальным образом обретение подлинной субъектности как свободы действия означает выход из мнимой субъектности, потерю так называемого «я», точнее мнимого «я», имеющего о себе какие-то представления и обладающего какими-то ценностями. Статья завершается возвращением к проблеме «трансцендентального» субъекта, который через идею трансцендирования связан и с субъектом познания, и с субъектом действия и суждения.
 
 
Назад к оглавлению