«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 17 (2022 / 2)

Платон и платоноведение

Протопопова И. А.

Платон и Декарт: «радикальное сомнение»

11–27

 117 KB

Галанин Р. Б.

Теология Сократа: бог Эрот

28–50

 145 KB

Щербаков Ф. Б.

Второй поворот Линкеева ока: пролегомены к феноменологии античной философской аллегорезы

51–76

 147 KB

Рецепции платонизма

Литвин Т. В.

Нарратив пророчеств в период Сионской Церкви в контексте иудео-христианской эсхатологии

77–88

 96 KB

Курдыбайло Д. С.

Dmitry Kurdybaylo

Прокл о неделимом и непрерывном: аристотелевская физика и платоновская теология

Proclus on Indivisible and Continuous: Aristotelian Physics vs. Platonic Theology

89–100

 105 KB

Гурьянов И. Г.

Медико-антропологические представления Никифора Григоры в свете его натурфилософии и морально-богословских посланий

101–125

 161 KB

Федоров Д. А., Колмакова М. В., Андерсон О. Н.

Архив Андрея Николаевича Егунова

126–136

 89 KB

Платонизм в русской философии

Гравина И. В.

Единое Лосева - многое Делеза: к вопросу онтологического различия

137–152

 105 KB

Мирошниченко Е. И.

Проблема антиплатонических мотивов в творчестве Павла Флоренского

153–177

 133 KB

Переводы и публикации

Соколов П. В.

Абу Мухаммад Абдаллах Ибн Рушд. О том, соединяется ли активный интеллект с материальным, когда тот облачен в тело (перевод и комментарии)

178–198

 161 KB

Светлов Р. В., Минак В. С.

А.Н. Егунов как переводчик Платона

199–218

 125 KB

Вольф М. Н.

Шмуэль Школьников. «Парменид» Платона. Введение (перевод, часть 1)

219–259

 213 KB

Иванов В. Л.

Николай Бонет. Метафизика 3.1-7 (перевод и комментарии)

260–290

 168 KB

Гараджа А. В.

Плутарх. Об угасании оракулов 1-23 (перевод и комментарии)

291–320

 199 KB

Хроника и рецензии

Гурьянов И. Г., Исмиева В. М., Мочалова И. Н., Протопопова И. А.

Платоновское сообщество в России: хроника событий (Санкт-Петербург - Москва, 2022 год)

321–346

 140 KB

Волкова Н. П.

«Тимей» Платона (рецензия на книгу)

347–359

 112 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Мирошниченко, Евгений Игоревич
Сибирское отделение РАН

Проблема антиплатонических мотивов в творчестве Павла Флоренского

Keywords: Павел Флоренский, платонизм, антиплатонизм, славянофильство, персонализм, софиология
В статье рассматриваются антиплатонические мотивы в творчестве П.А. Флоренского. Анализ раннего поэтического творчества Флоренского показывает, что его ориентирами в юности был гностицизм, воспринятый от Владимира Соловьева, а также, возможно, шеллингианство. Также на Флоренского оказали влияние ранние славянофилы А.С. Хомяков и И.В. Киреевский, при этом от первого Флоренский унаследовал аналитический склад мышления, а от второго - риторический характер восприятия платонизма. Ряд идей, которые Флоренский сформулировал уже будучи зрелым философом и которые лежат в основании его концепции символа, так или иначе не согласуются с платонизмом, а в некоторых случаях даже противоречат ему. В частности, выделяются три основных антиплатонических мотива у Флоренского: 1) персонализм; 2) софиология; 3) темпоральность. В первом случае отмечается, что роль личности в философии Флоренского гораздо важнее платонической концепции идеи. Так, культовое действие происходит именно благодаря личности. Также концепция Софии имеет свои истоки в средневековом мистицизме и исходит не из концептуального поля платонизма, а из соединения идей Якова Бёме о Софии и христианской экклезиологии. Наконец, под влиянием Бергсона в философии Флоренского важнейшее значение приобретает концепция времени, что особенно ярко проявилось в его иконологии. Флоренский намеренно расширяет понятие «платонизма» до религиозного и мировоззренческого течения, чтобы возвести свою теорию конкретной метафизики к учению Платона, хотя его концепт символа значительно отличается от последнего. Автор приходит к выводу, что, несмотря на существенное влияние Платона на Флоренского, последнего не следует называть платоником, поскольку платонизм Флоренского не просто отличается от платонизма Платона и неоплатоников, но в некоторых основополагающих элементах конкретной метафизики входит с ними в противоречие.
 
 
Назад к оглавлению