«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 15 (2021 / 2)

1. Платон и платоноведение

Тримбл У.

Walker Trimble

Печень и зеркала: физиология, космология и ритуал в платоновском «Тимее»

Livers and Mirrors: Physiology, Cosmology, and Ritual in Plato’s Timaeus

11–40

 187 KB

2. Рецепции платонизма

Богомолов А. В., Светлов Р. В.

Беседа с ничто: апофатический дискурс в античной философии

41–73

 173 KB

Курдыбайло Д. С., Тантлевский И. Р.

Dmitry Kurdybaylo, Igor Tantlevskij

О критике скептической философии в позднем неоплатонизме

Late Neoplatonic Criticism of Ancient Sceptic Philosophy

74–89

 124 KB

Бегичев А. Д., Мочалова И. Н.

Феномен веротерпимости императора Флавия Клавдия Юлиана: философско-теологические основания

90–109

 124 KB

Шуман А. Н.

Andrew Schumann

Платон и буддизм Чистой Земли

Plato and Pure Land Buddhism

110–141

 821 KB

Тантлевский И. Р.

К вопросу о вероятных античных источниках понятия Deus, sive Natura у Спинозы

142–157

 135 KB

Гончарко О. Ю., Елоева Ф. А., Романенко Ю. М.

От Парменида до М. Карагациса: движение (κίνησις) и покой (ἀκινησία)в истории греческой мысли

158–190

 172 KB

Хахалова А. А.

Особенности интерперсональной интенциональности в «Похвале Елене» Горгия

191–210

 132 KB

Косякова В. А.

Между хорео- и демономанией cвятого Антония Иеронима Босха

211–227

 7 MB

3. Переводы и публикации

Галанин Р. Б.

Фрагмент сатировской драмы «Сизиф» (перевод и комментарии)

228–240

 121 KB

Гараджа А. В.

Исидор Севильский. Этимологии Ⅻ: О животных (перевод и комментарии)

241–330

 522 KB

4. Хроника

Вольф М. Н., Афонасин Е. В.

Новосибирское антиковедение: страницы истории, исследовательские подходы и перспективы

331–349

 115 KB

5. Рецензии

Протопопова И. А.

Платон и Гуссерль

350–357

 84 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Косякова, Валерия Александровна
Российский государственный гуманитарный университет

Между хорео- и демономанией cвятого Антония Иеронима Босха

Keywords: Иероним Босх, демономания, «Молот ведьм», эрготизм, хореомания
Статья посвящена анализу триптиха «Искушение святого Антония», написанного Иеронимом Босхом в начале XVI века в контексте медицинского и демонологического дискурса. Мы обращаемся к исследованию конструирования «мании» в одной из самых известных и полисемантичных работ художника. В центре нашего внимания - проблема Средневекового эрготизма, болезнь святого огня, демономания и хореомания. Было предложено множество гипотез о причинах тяжелых галлюцинаций, одержимости, танцевальной мании, и остается неясным, было ли это настоящей болезнью или социальным явлением. Одна из самых известных теорий заключается в том, что жертвы хореомании страдали от отравления спорыньей, также известного в Средневековье как «огонь святого Антония». Это же отравление спорыньей видится и в образах на триптихе Иеронима Босха: иконография полетов, гибридные формы чудовищных существ, представленных Босхом на триптихе, воплощает идею безумия субъекта, чье сознание находится под влиянием демонического, репрезентированного через образы хаоса, дисгармонии, беспорядка и гротеска. Аналогичные категории присутствуют в описании феноменов хореомании и демономании XVI века.
 
 
Назад к оглавлению