В статье рассматривается вопрос о зависимости статьи А.Ф. Лосева «Имяславие», сохранившейся в переводе на немецкий язык, от имяславских текстов П.А. Флоренского. Делается вывод о том, что принимавшаяся до сих пор в качестве наиболее вероятной датировка работы Лосева «Имяславие», относящая ее написание к 1917-1919 гг., сомнительна. В статье показывается, что в «Имяславии» Лосева просматриваются следы влияния текста П.А. Флоренского «Имеславие как философская предпосылка», созданного в октябре-ноябре 1922 г. И некоторые особенности «Имяславия» Лосева не объяснить знакомством Лосева с предшествующими имяславскими текстами Флоренского, но их можно объяснить знакомством Лосева с материалом, представленным в «Имеславии как философской предпосылке» Флоренского. Это такие особенности, как, во-первых, использование анафематствований против Варлаама и Акиндина из «Синодика православия» в качестве системообразующего источника для осмысления имяславского учения, во-вторых - использование приема, когда формула имяславия приводится на греческом языке, и в-третьих - очень близкое соответствие греческой формулы, приводимой Лосевым, соответствующей формуле у Флоренского. Таким образом, делается вывод о том, что есть достаточные основания полагать, что статья «Имяславие» написана Лосевым либо после создания Флоренским его «Имеславия как философской предпосылки», т.е. после ноября 1922 г., либо, самое раннее, после того, как Флоренский начал выступать в Москве с докладами относительно имяславия (содержание которых отражено в его «Имеславии»), т.е. не ранее весны 1921 г. Это значит, что статья Лосева «Имяславие» могла быть предназначена для религиозно-философского сборника, который планировался к изданию в 1922 г. в Берлине.
|