«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 12 (2020 / 1)

1. Платон и платоноведение

Петерсон С.

Sandra Peterson

Аргумент Зенона в «Пармениде» 127e1-7

The Argument of Zeno at Parmenides 127e1-7

11–44

 199 KB

Вольф М. Н.

Метод гипотез и обоснование знаков сущего у Парменида

45–67

 151 KB

Юнусов А. Т.

Метод гипотез «Федона» и «Вторая аналитика» Аристотеля: некоторые параллели

68–109

 213 KB

2. Сократ и сократики

Протопопова И. А.

Сократ как «сущность» и «метод»: трансцендирование

110–124

 116 KB

Алымова Е. В.

Два «Пира»

125–140

 110 KB

Мочалова И. Н.

Философия Сократа: формирование и трансформация советского канона

141–158

 113 KB

3. Платонизм и традиция

Литвин Т. В.

Litvin T.

Контингентность вечности? Парадоксы языка описания длительности в античных темпоральных моделях

Die Kontingenz der Ewigkeit? Paradoxe der Sprache der Beschreibung der Dauer in antiken Modellen der Zeitlichkeit

159–173

 111 KB

Варламова М. Н.

Диалектика начал возникновения в комментарии Михаила Пселла (?) на «Физику» Аристотеля

174–189

 122 KB

Ноговицин О. Н.

«Антропологическая парадигма» и парадигматический метод: частная и общая природы в трактате Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и школьная неплатоническая философия (I)

190–213

 157 KB

Гурьянов И. Г.

Неоплатонические представления об эмбриогенезе и их рецепция в эпоху Возрождения

214–235

 141 KB

Павлюченков Н. Н.

Платонизм и христианство в философско-богословском наследии П.А. Флоренского

236–258

 123 KB

4. Переводы

Черноглазов Д. А., Гончарко О. Ю.

«Ксенедем, или Гласы» Феодора Продрома: русский перевод с логико-философским введением

259–280

 164 KB

Гараджа А. В.

Об именах Барбело-Пруник; Епифаний Кипрский. Панарион 1.2.25-26

281–349

 398 KB

5. Рецензии

Алиева О. В.

В начале был Фалес? Рецензия на книгу: Maria Michela Sassi. The Beginnings of Philosophy in Greece. Princeton: Princeton University Press, 2018

350–355

 75 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Гурьянов, Илья Геннадьевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Неоплатонические представления об эмбриогенезе и их рецепция в эпоху Возрождения

Keywords: неоплатоническая эмбриологическая теория, медицина эпохи Возрождения, Николò Леоничено, Neoplatonic embryology, Renaissance medicine, Nicolò Leoniceno
В последние десятилетия произошла качественная переоценка интереса философов-неоплатоников к натурфилософии, в частности к теоретической медицине. В дополнение к широко известным эмбриологическим теориям Гиппократова корпуса, Галена и Аристотеля, были сформулированы принципы неоплатонической эмбриологической теории. В ее основе лежит ряд метафизических принципов, описывающих триаду пребывание - исхождение - возвращение. Имея в виду бинарность родительских ролей, данная теория придает сравнительно большее значение «матери» как актуализирующему началу для пассивной природы, отождествляемой с телеологическим порядком порождения частей тела потомства. Последний является вкладом «отца» в эмбриогенез живых существ и передается вместе с его семенем. Неоплатоническая эмбриологическая теория стремится показать общность метафизических принципов для порождения существ на разных уровнях мироздания: от абиогенеза (порождение насекомых, червей, и других «низших» существ буквально из грязи) до разумных существ. Вместе с тем последние исследования медицинского гуманизма Нового времени показали его влияние на дисциплинарное поле наук о природе и человеке. Одно из парадигмальных произведений этой традиции - эмбриологический трактат Николò Леоничено «О формирующей силе». Первостепенной задачей для него была критика арабского медицинского и натурфилософского дискурса, а также ориентированных на него латинских авторов. Название трактата отсылает к центральному понятию эмбриологической теории Галена, однако Леоничено существенно расширяет контекст обсуждения и круг релевантных для эмбриологии текстов. Представляя новый уровень работы с греческими первоисточниками, он обильно цитирует философов-неоплатоников, транслируя тем самым неоплатоническую эмбриологическую теорию.
 
 
Назад к оглавлению