«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 11 (2019 / 2)

1. Платон и платоноведение

Плешков А. А.

Другая вечность: мгновенность материи у Платона

11–41

 228 KB

Тегос М.

Michalis Tegos

Как «Софист» отвечает «Пармениду», или Почему Единого нет среди великих родов

How does the Sophist reply to the Parmenides? Or, Why the One is not among the Megista Gene

42–73

 196 KB

Гараджа А. В.

Тройной «Ион»: о последних изданиях диалога

74–82

 99 KB

2. Сократ и сократики

Протопопова И. А.

Сократ как «сущность» и «метод»: эленхос и апория

83–98

 121 KB

Прокопов К. Е.

Сократ, ученик Пифагора

99–116

 122 KB

Мочалова И. Н.

Антисфен как наследник Сократа: к вопросу о сократической пайдейе

117–136

 135 KB

Галанин Р. Б.

Две стратегии воспитания: софистическая и сократическая

137–152

 108 KB

Рахманин А. Ю.

Фигуры Сократа и призраки Платона в философии обыденного языка после Витгенштейна

153–174

 133 KB

3. Рецепции платонизма: античность, Ренессанс, современность

Светлов Р. В.

Кинизм и иудаизм в оценке Юлиана Отступника

175–186

 95 KB

Тантлевский И. Р.

Учение Аристотеля о разумной части души в контексте «сотериологии» Платона

187–217

 187 KB

Литвин Т. В.

Длительность вечного: язык вражды в нарративах позднеантичных космологий

218–233

 113 KB

Степанова А. С.

Принцип природосообразности и антропологический вектор скептической мысли (от Секста Эмпирика к Антиоху Аскалонскому и Цицерону)

234–244

 92 KB

Гурьянов И. Г.

Пространственный аспект метафизики платонизма и «величие духа» в философии Фичино

245–275

 185 KB

Никоненко С. В.

К вопросу о платонизме в теории логического языка ранней аналитической философии

276–296

 118 KB

Вахитов Р. Р.

Идеальное Ильенкова с точки зрения платонизма

297–312

 106 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Галанин, Рустам Баевич
Русская христианская гуманитарная академия

Две стратегии воспитания: софистическая и сократическая

Keywords: риторика, философия, этика, пайдейя, rhetoric, philosophy, ethics, paideia
В античности существовало два типа того, что мы бы сейчас назвали высшим образованием. Первый тип - риторический, который берет свое начало у софистов и даже еще раньше, как я постараюсь показать, - уже у Гомера и Гесиода. В его основе лежит риторическое воспитание. Такое воспитание обещает научить человека за деньги добродетели, красивой и убедительной речи, дать ему познания в физических науках и истории и тем самым сделать его пригодным к государственной службе. Своей вершины эта традиция достигает у Протагора, а затем в школе Исократа. Второй тип воспитания - философский, который ввел в культурный обиход Сократ. Этот тип тоже не лишен риторической составляющей, но все же основной упор делается на философию, понимаемую как познание Блага самого по себе. В основе этого типа лежит греческая философская эротика, восходящая от прекрасного тела к душе и далее - к Благу per se. Своего совершенства эта традиция достигнет в Академии Платона. Разбору обеих этих учебных систем, их деталей и некоторых интересных подробностей посвящена настоящая статья.
 
 
Назад к оглавлению