|
Мочалова, Ирина Николаевна Санкт-Петербургский государственный университет
Антисфен как наследник Сократа: к вопросу о сократической пайдейе
|
|
Keywords:
философия Антисфена, Сократ, сократическая пайдейя, Socrates, Pythagoras, Aristophanes, the Phaedo, the Clouds
|
В статье рассматривается философия Антисфена (ок.450-360 г.дон.э.)как определяющая становление сократической пайдейи. Демократизация софистического движения в конце V - начале IV вв. до н.э., а также процессы институализации «высшего образования» приводят к дифференциации внутри софистического движения и появлению двух ведущих течений: риторического (школа Исократа) и философского (сократического), связанного с фигурой Сократа. Сократическая пайдейя Антисфена формируется в результате критики софистической практики. Став последователем и духовным наследником Сократа, Антисфен предлагает свой ответ на вопрос о том, как можно научить добродетели (арете). Арете, по мнению Антисфена, - это моральное качество; пайдейя состоит не в передаче готовых знаний («О воспитании, или Об именах»), а в личном усилии и упражнении (сократическая пайдейя). Идеалом сократической пайдейи становится самодостаточный частный человек, а разработанная Антисфеном дидактическая техника делает идеал достижимым. Таким образом, педагогическая стратегия Антисфена предстает как альтернатива и утилитарной пайдейе софистов, и педагогической стратегии их противников - Исократа и Платона. Педагогическая практика эллинистических школ во многом унаследовала сократическую пайдейю Антисфена.
|
|
|
|
|
|
|