«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 11 (2019 / 2)

1. Платон и платоноведение

Плешков А. А.

Другая вечность: мгновенность материи у Платона

11–41

 228 KB

Тегос М.

Michalis Tegos

Как «Софист» отвечает «Пармениду», или Почему Единого нет среди великих родов

How does the Sophist reply to the Parmenides? Or, Why the One is not among the Megista Gene

42–73

 196 KB

Гараджа А. В.

Тройной «Ион»: о последних изданиях диалога

74–82

 99 KB

2. Сократ и сократики

Протопопова И. А.

Сократ как «сущность» и «метод»: эленхос и апория

83–98

 121 KB

Прокопов К. Е.

Сократ, ученик Пифагора

99–116

 122 KB

Мочалова И. Н.

Антисфен как наследник Сократа: к вопросу о сократической пайдейе

117–136

 135 KB

Галанин Р. Б.

Две стратегии воспитания: софистическая и сократическая

137–152

 108 KB

Рахманин А. Ю.

Фигуры Сократа и призраки Платона в философии обыденного языка после Витгенштейна

153–174

 133 KB

3. Рецепции платонизма: античность, Ренессанс, современность

Светлов Р. В.

Кинизм и иудаизм в оценке Юлиана Отступника

175–186

 95 KB

Тантлевский И. Р.

Учение Аристотеля о разумной части души в контексте «сотериологии» Платона

187–217

 187 KB

Литвин Т. В.

Длительность вечного: язык вражды в нарративах позднеантичных космологий

218–233

 113 KB

Степанова А. С.

Принцип природосообразности и антропологический вектор скептической мысли (от Секста Эмпирика к Антиоху Аскалонскому и Цицерону)

234–244

 92 KB

Гурьянов И. Г.

Пространственный аспект метафизики платонизма и «величие духа» в философии Фичино

245–275

 185 KB

Никоненко С. В.

К вопросу о платонизме в теории логического языка ранней аналитической философии

276–296

 118 KB

Вахитов Р. Р.

Идеальное Ильенкова с точки зрения платонизма

297–312

 106 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Мочалова, Ирина Николаевна
Санкт-Петербургский государственный университет

Антисфен как наследник Сократа: к вопросу о сократической пайдейе

Keywords: философия Антисфена, Сократ, сократическая пайдейя, Socrates, Pythagoras, Aristophanes, the Phaedo, the Clouds
В статье рассматривается философия Антисфена (ок.450-360 г.дон.э.)как определяющая становление сократической пайдейи. Демократизация софистического движения в конце V - начале IV вв. до н.э., а также процессы институализации «высшего образования» приводят к дифференциации внутри софистического движения и появлению двух ведущих течений: риторического (школа Исократа) и философского (сократического), связанного с фигурой Сократа. Сократическая пайдейя Антисфена формируется в результате критики софистической практики. Став последователем и духовным наследником Сократа, Антисфен предлагает свой ответ на вопрос о том, как можно научить добродетели (арете). Арете, по мнению Антисфена, - это моральное качество; пайдейя состоит не в передаче готовых знаний («О воспитании, или Об именах»), а в личном усилии и упражнении (сократическая пайдейя). Идеалом сократической пайдейи становится самодостаточный частный человек, а разработанная Антисфеном дидактическая техника делает идеал достижимым. Таким образом, педагогическая стратегия Антисфена предстает как альтернатива и утилитарной пайдейе софистов, и педагогической стратегии их противников - Исократа и Платона. Педагогическая практика эллинистических школ во многом унаследовала сократическую пайдейю Антисфена.
 
 
Назад к оглавлению