«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 11 (2019 / 2)

1. Платон и платоноведение

Плешков А. А.

Другая вечность: мгновенность материи у Платона

11–41

 228 KB

Тегос М.

Michalis Tegos

Как «Софист» отвечает «Пармениду», или Почему Единого нет среди великих родов

How does the Sophist reply to the Parmenides? Or, Why the One is not among the Megista Gene

42–73

 196 KB

Гараджа А. В.

Тройной «Ион»: о последних изданиях диалога

74–82

 99 KB

2. Сократ и сократики

Протопопова И. А.

Сократ как «сущность» и «метод»: эленхос и апория

83–98

 121 KB

Прокопов К. Е.

Сократ, ученик Пифагора

99–116

 122 KB

Мочалова И. Н.

Антисфен как наследник Сократа: к вопросу о сократической пайдейе

117–136

 135 KB

Галанин Р. Б.

Две стратегии воспитания: софистическая и сократическая

137–152

 108 KB

Рахманин А. Ю.

Фигуры Сократа и призраки Платона в философии обыденного языка после Витгенштейна

153–174

 133 KB

3. Рецепции платонизма: античность, Ренессанс, современность

Светлов Р. В.

Кинизм и иудаизм в оценке Юлиана Отступника

175–186

 95 KB

Тантлевский И. Р.

Учение Аристотеля о разумной части души в контексте «сотериологии» Платона

187–217

 187 KB

Литвин Т. В.

Длительность вечного: язык вражды в нарративах позднеантичных космологий

218–233

 113 KB

Степанова А. С.

Принцип природосообразности и антропологический вектор скептической мысли (от Секста Эмпирика к Антиоху Аскалонскому и Цицерону)

234–244

 92 KB

Гурьянов И. Г.

Пространственный аспект метафизики платонизма и «величие духа» в философии Фичино

245–275

 185 KB

Никоненко С. В.

К вопросу о платонизме в теории логического языка ранней аналитической философии

276–296

 118 KB

Вахитов Р. Р.

Идеальное Ильенкова с точки зрения платонизма

297–312

 106 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Рахманин, Алексей Юрьевич
Русская христианская гуманитарная академия

Фигуры Сократа и призраки Платона в философии обыденного языка после Витгенштейна

Keywords: Сократ, Витгенштейн, Платон, Раш Рис, Джон Уиздом, Стэнли Кавелл, лингвистическая философия, этика, метафизика, Socrates, Wittgenstein, Plato, Rush Rhees, John Wisdom, Stanley Cavell, linguistic philosophy, ethics, metaphysics
В статье исследуются образы и роль Сократа и Платона в той линии философии обыденного языка, которая восходит к позднему Витгенштейну. Показано, что обращение позднего Витгенштейна и ранних витгенштейнианцев, в частности Джона Уиздома, к Сократу (в меньшей степени к Платону) преследует преимущественно негативную цель: метод Сократа рассматривается как образцово ошибочный, хотя и может быть включен в палитру приемлемых философских практик при некоторой модификации; при этом взгляд Платона на философию и позднему Витгенштейну и витгенштейнианцам представляется глубоко ошибочным. В свою очередь, Раш Рис и Стэнли Кавелл склонны считать технику Сократа образцово философской: будучи эпистемологически открытой к обыденному языку, она эффективно решает концептуальные проблемы, поскольку релевантна и формам языковых выражений, и структуре ситуаций, в которых оказываются субъекты. Кроме этого, сократическое вопрошание, реализуясь в пространстве обыденного языка, открывает философии «путь домой» (Витгенштейн), в обыденную жизнь. Последнее обстоятельство становится решающим в восприятии сократического идеала философии Рашем Рисом, который, основываясь на тезисе о тождестве знания и добродетели, не только строит этическую теорию, но и показывает, каким образом лингвистическая философия может быть философией жизни: в этом отношении актуально и сопоставление Сократа с Христом, и специфическое прочтение Платона в духе Витгенштейна. Наконец, особенно примечательно то, как образ Сократа позволяет проинтерпретировать сходства морального знания и знания языка.
 
 
Назад к оглавлению