|
Серёгин, Андрей Владимирович Институт философии Российской академии наук
Платон об исправительной функции наказания
|
|
Keywords:
античная этика, исправительное наказание, Платон, ретрибутивизм, эвдемонизм, ancient ethics, eudaimonism, Plato, reformatory punishment, retributivism
|
В статье анализируется сформулированная в некоторых платоновских диалогах концепция, согласно которой наказание приносит пользу порочным агентам, устраняя порок в их душах или даже привнося в них добродетель.Вопреки мнению ряда современных исследователей, я настаиваю на том, что это представление об исправительной функции наказания играет важную роль в платоновском корпусе, а также распространяется на ретрибутивные практики, предполагающие причинение преступнику весьма интенсивных физических страданий. Проблема, однако, состоит в том, что у Платона не приводится практически никаких аргументов в пользу этой концепции. Некоторая аргументация предлагается только в «Горгии», где Сократ пытается сочетать ретрибутивизм с эвдемонизмом и доказать, что справедливое наказание должно приносить некоторое благо порочному агенту, способствуя его счастью или, как минимум, делая его менее несчастным. Но эта аргументация не отвечает на ключевой вопрос: почему надо думать, что причинение агенту интенсивных страданий действительно делает его лучше в моральном отношении? По-видимому, такой вывод делается просто на основании общей аналогии между медицинским искусством и правосудием, которая принимается за самоочевидность и подразумевает, что, если медицинское искусство может причинять страдания больному ради здоровья его тела, то и правосудие должно способствовать «здоровью» его души, т.е. добродетели, применяя схожие средства.
|
|
|
|
|
|
|