«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 10 (2019 / 1)

1. Платон и платоноведение

Бриссон Л.

Luc Brisson

Международное платоновское общество: история и перспективы

International Plato Society: History and Prospects

11–20

 83 KB

Феррони Л., Масе А.

Lorenzo Ferroni, Arnaud Macé

Новые стратегии чтения платоновского «Иона»

New Strategies for Reading Plato’s Ion

21–34

 113 KB

Музала М. Г.

Melina G. Mouzala

Логос как «сплетение или общность указаний на усию» в «Софисте» Платона

Logos as “weaving together or communion of indications about ousia” in Plato’s Sophist

35–75

 244 KB

Меррей Э.

Elizabeth Murray

Умственное обращение и путь назад у Платона

Intellectual Conversion and the Way Back in Plato

76–88

 95 KB

Серёгин А. В.

Платон об исправительной функции наказания

89–106

 131 KB

2. Платонизм и его рецепция

Бирюков Д. С.

Аристотелевские категории в тринитарном дискурсе в контексте полемики между Евномием и никейцами

107–116

 97 KB

Даровских А. А.

Andrey Darovskikh

Kata symbebēkos в аристотелевском учении о физических отклонениях в трактате «О возникновении животных»

Kata symbebēkos in Aristotle’s Teaching on Deformity in GA

117–133

 131 KB

Гурьянов И. Г.

Античные и средневековые теории сперматогенеза в философии Марсилио Фичино

134–157

 148 KB

Тантлевский И. Р.

Концепция Вселенной как божественного «отпечатка» в «Тимее» Платона и в учениях средневековых еврейских мыслителей

158–171

 131 KB

3. Переводы и публикации

Афонасин Е. В.

Идеальный наставник в «Философской истории» Дамаския

172–196

 151 KB

Гараджа А. В.

Аристоксен Тарентский о Сократе и Платоне

197–208

 117 KB

4. Рецензии

Протопопова И. А.

Платон: писатель, который изобрел философию. Рецензия на книгу: Люк Бриссон. Платон. Пер. с. фр. О. Алиевой (Москва: Rosebud Publishing, 2019)

209–221

 96 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Меррей, Элизабет
Университет Лойолы в Мэримаунте (Лос-Анджелес)

Умственное обращение и путь назад у Платона

Keywords: the Republic, the Theaetetus, Cave Allegory, Bernard Lonergan, intellectual conversion, «Государство», «Теэтет», аллегория пещеры, Лонерган, умственное обращение
В своей статье я исследую умственное обращение освободившегося узника в платоновской аллегории пещеры из 7-й книги «Государства». Большинство комментаторов и даже сам платоновский Сократ объяснимо сосредоточены на тяжелом восхождении и конечном просветлении, я же концентрирую внимание на спуске обратно в пещеру, иными словами - на возвращении в дольний изменчивый мир. И прежде всего меня интересует не этическое измерение этого возвращения, а познавательное. Дается краткий очерк толкования Бернардом Лонерганом обращения вообще и умственного обращения в частности. Я полагаю, что можно выделить два «момента» в любом обращении, а значит, и умственному обращению свойственны два момента. Просвещенный узник из аллегории, который возвращается в пещеру, олицетворяет второй момент умственного обращения. Я разбираю Сократово описание философа, который возвращается назад обладателем усилившихся способностей различения и суждения. Возросшая познавательная способность философа после просветления поддерживается подробным описанием роли повитухи в «Теэтете». Конечная цель философа в плане познания, на мой взгляд, - не созерцание вечного, но различение и суждение в отношении того, что находится в изменчивом мире.
 
 
Назад к оглавлению