«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 10 (2019 / 1)

1. Платон и платоноведение

Бриссон Л.

Luc Brisson

Международное платоновское общество: история и перспективы

International Plato Society: History and Prospects

11–20

 83 KB

Феррони Л., Масе А.

Lorenzo Ferroni, Arnaud Macé

Новые стратегии чтения платоновского «Иона»

New Strategies for Reading Plato’s Ion

21–34

 113 KB

Музала М. Г.

Melina G. Mouzala

Логос как «сплетение или общность указаний на усию» в «Софисте» Платона

Logos as “weaving together or communion of indications about ousia” in Plato’s Sophist

35–75

 244 KB

Меррей Э.

Elizabeth Murray

Умственное обращение и путь назад у Платона

Intellectual Conversion and the Way Back in Plato

76–88

 95 KB

Серёгин А. В.

Платон об исправительной функции наказания

89–106

 131 KB

2. Платонизм и его рецепция

Бирюков Д. С.

Аристотелевские категории в тринитарном дискурсе в контексте полемики между Евномием и никейцами

107–116

 97 KB

Даровских А. А.

Andrey Darovskikh

Kata symbebēkos в аристотелевском учении о физических отклонениях в трактате «О возникновении животных»

Kata symbebēkos in Aristotle’s Teaching on Deformity in GA

117–133

 131 KB

Гурьянов И. Г.

Античные и средневековые теории сперматогенеза в философии Марсилио Фичино

134–157

 148 KB

Тантлевский И. Р.

Концепция Вселенной как божественного «отпечатка» в «Тимее» Платона и в учениях средневековых еврейских мыслителей

158–171

 131 KB

3. Переводы и публикации

Афонасин Е. В.

Идеальный наставник в «Философской истории» Дамаския

172–196

 151 KB

Гараджа А. В.

Аристоксен Тарентский о Сократе и Платоне

197–208

 117 KB

4. Рецензии

Протопопова И. А.

Платон: писатель, который изобрел философию. Рецензия на книгу: Люк Бриссон. Платон. Пер. с. фр. О. Алиевой (Москва: Rosebud Publishing, 2019)

209–221

 96 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Бирюков, Дмитрий Сергеевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аристотелевские категории в тринитарном дискурсе в контексте полемики между Евномием и никейцами

Keywords: Арианские споры, принцип «больше-меньше», Троица, Arian controversy, the principle of “the more and the less”, Trinity
Григорий Нисский в начале трактата «Против Евномия» приводит цитату из «Апологии на Апологию» Евномия, где тот, в частности, говорит о «больших и меньших» энергиях, доказывая, что «дела» Сына и Духа меньше, чем Отца (Бога), и «дела» Духа меньше, чем у Сына. Обсуждая это место далее по ходу своего трактата, Григорий преподносит эти слова Евномия так, будто тот учит о приложимости принципа «больше-меньше» не к энергиям, а к категории сущности. Это был важный момент в антиарианской полемике Григория, и более того, от данного положения Григорий отталкивался, выстраивая свою философско-богословскую систему. Обращаясь к текстологическому анализу и привлекая тексты других раннехристианских авторов, представляющие собой контекст евномианских споров, я показываю, что критика Григория не соответствует тому, о чем в действительности учил Евномий. И что отсылку к одному и тому же аристотелевскому положению о невозможности применения дискурса «больше-меньше» в отношении категории сущности два оппонента - Григорий Нисский и Евномий (а не только один Григорий) - использовали в целях богословской полемики друг с другом.
 
 
Назад к оглавлению