«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 15 (2021 / 2)

1. Платон и платоноведение

Тримбл У.

Walker Trimble

Печень и зеркала: физиология, космология и ритуал в платоновском «Тимее»

Livers and Mirrors: Physiology, Cosmology, and Ritual in Plato’s Timaeus

11–40

 187 KB

2. Рецепции платонизма

Богомолов А. В., Светлов Р. В.

Беседа с ничто: апофатический дискурс в античной философии

41–73

 173 KB

Курдыбайло Д. С., Тантлевский И. Р.

Dmitry Kurdybaylo, Igor Tantlevskij

О критике скептической философии в позднем неоплатонизме

Late Neoplatonic Criticism of Ancient Sceptic Philosophy

74–89

 124 KB

Бегичев А. Д., Мочалова И. Н.

Феномен веротерпимости императора Флавия Клавдия Юлиана: философско-теологические основания

90–109

 124 KB

Шуман А. Н.

Andrew Schumann

Платон и буддизм Чистой Земли

Plato and Pure Land Buddhism

110–141

 821 KB

Тантлевский И. Р.

К вопросу о вероятных античных источниках понятия Deus, sive Natura у Спинозы

142–157

 135 KB

Гончарко О. Ю., Елоева Ф. А., Романенко Ю. М.

От Парменида до М. Карагациса: движение (κίνησις) и покой (ἀκινησία)в истории греческой мысли

158–190

 172 KB

Хахалова А. А.

Особенности интерперсональной интенциональности в «Похвале Елене» Горгия

191–210

 132 KB

Косякова В. А.

Между хорео- и демономанией cвятого Антония Иеронима Босха

211–227

 7 MB

3. Переводы и публикации

Галанин Р. Б.

Фрагмент сатировской драмы «Сизиф» (перевод и комментарии)

228–240

 121 KB

Гараджа А. В.

Исидор Севильский. Этимологии Ⅻ: О животных (перевод и комментарии)

241–330

 522 KB

4. Хроника

Вольф М. Н., Афонасин Е. В.

Новосибирское антиковедение: страницы истории, исследовательские подходы и перспективы

331–349

 115 KB

5. Рецензии

Протопопова И. А.

Платон и Гуссерль

350–357

 84 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Бегичев, Александр Димитриевич
Санкт-Петербургский государственный университет

Мочалова, Ирина Николаевна
Санкт-Петербургский государственный университет

Феномен веротерпимости императора Флавия Клавдия Юлиана: философско-теологические основания

Keywords: император Юлиан, неоплатонизм, теология, веротерпимость
В фокусе статьи - феномен веротерпимости в религиозной политике императора Юлиана. Высказывается гипотеза, что объяснение того, почему последний языческий император, имеющий антихристианские взгляды и обладающий всей верховной властью, не устраивает никаких кровавых репрессий в отношении своих религиозных противников, следует искать не в особенностях личности Юлиана, а в своеобразии его неоплатонизма. Предпринятое исследование текстов Юлиана («К царю Солнцу», «Гимн к Матери Богов» и др.) показывает, что, следуя неоплатонической традиции, заложенной Плотином, Юлиан утверждает, что боги как принципы, являясь частью универсума, подчинены процессу (закону) его развертывания, как и любая другая часть универсума. Это означает, что любое действие бога не является актом его свободной воли, а сводится к функционированию универсума как целого. Анализ трактата Саллюстия «О богах и мире» служит подтверждением предложенной интерпретации сущности и роли богов в неоплатонической теологии Юлиана. Статус императора-реформатора делает необходимой конкретизацию метафизических построений, которые становятся теоретическим фундаментом, позволяющим обосновать культурное строительство империи. В полемическом труде «Против галилеян» Юлиан представляет оригинальную концепцию богов-водителей народов, что позволяет ему объяснить этническое, культурное и религиозное разнообразие как необходимое и закономерное следствие «демиургии» космоса. Это означает, что религиозное разнообразие изначально заложено в природе универсума, которая разворачивается с помощью различных божеств. Восстать против разнообразия, утверждая универсализм (иудеи, христиане), означает, по мнению Юлиана, восстать против фундаментальных законов функционирования универсума в целом. Христиане, по мысли Юлиана, - это люди, лишенные национального бога, а значит, и собственной природы, и своего места в космосе. Такое понимание делает обоснованными меры, направленные на ограничение влияния христианства в качестве приоритетной религии,и объясняет веротерпимую политику Юлиана.
 
 
Назад к оглавлению