«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 15 (2021 / 2)

1. Платон и платоноведение

Тримбл У.

Walker Trimble

Печень и зеркала: физиология, космология и ритуал в платоновском «Тимее»

Livers and Mirrors: Physiology, Cosmology, and Ritual in Plato’s Timaeus

11–40

 187 KB

2. Рецепции платонизма

Богомолов А. В., Светлов Р. В.

Беседа с ничто: апофатический дискурс в античной философии

41–73

 173 KB

Курдыбайло Д. С., Тантлевский И. Р.

Dmitry Kurdybaylo, Igor Tantlevskij

О критике скептической философии в позднем неоплатонизме

Late Neoplatonic Criticism of Ancient Sceptic Philosophy

74–89

 124 KB

Бегичев А. Д., Мочалова И. Н.

Феномен веротерпимости императора Флавия Клавдия Юлиана: философско-теологические основания

90–109

 124 KB

Шуман А. Н.

Andrew Schumann

Платон и буддизм Чистой Земли

Plato and Pure Land Buddhism

110–141

 821 KB

Тантлевский И. Р.

К вопросу о вероятных античных источниках понятия Deus, sive Natura у Спинозы

142–157

 135 KB

Гончарко О. Ю., Елоева Ф. А., Романенко Ю. М.

От Парменида до М. Карагациса: движение (κίνησις) и покой (ἀκινησία)в истории греческой мысли

158–190

 172 KB

Хахалова А. А.

Особенности интерперсональной интенциональности в «Похвале Елене» Горгия

191–210

 132 KB

Косякова В. А.

Между хорео- и демономанией cвятого Антония Иеронима Босха

211–227

 7 MB

3. Переводы и публикации

Галанин Р. Б.

Фрагмент сатировской драмы «Сизиф» (перевод и комментарии)

228–240

 121 KB

Гараджа А. В.

Исидор Севильский. Этимологии Ⅻ: О животных (перевод и комментарии)

241–330

 522 KB

4. Хроника

Вольф М. Н., Афонасин Е. В.

Новосибирское антиковедение: страницы истории, исследовательские подходы и перспективы

331–349

 115 KB

5. Рецензии

Протопопова И. А.

Платон и Гуссерль

350–357

 84 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Курдыбайло, Дмитрий Сергеевич
Русская христианская гуманитарная академия; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Тантлевский, Игорь Романович
Санкт-Петербургский государственный университет

О критике скептической философии в позднем неоплатонизме

Keywords: неоплатонизм, скептицизм, комментаторы Аристотеля, эпистемология, критика, Пиррон, Аммоний
В многочисленных комментариях на трактаты Аристотеля александрийских неоплатоников V-VI вв. н.э. содержится ряд свидетельств об античном скептицизме. Примечательно, что эти свидетельства гораздо более кратки, чем у Диогена Лаэртского и тем более Секста Эмпирика. Тем не менее, структура критических пассажей неоплатонических комментариев и выбор обсуждаемых тем позволяет сделать несколько заключений. Во-первых, вполне отчетливо прослеживается стремление александрийских комментаторов «оправдать» Платона от обвинения в приверженности его самого к скептицизму, известного еще со времен среднего платонизма. Во-вторых, неоплатоническая критика касается только тех воззрений скептиков, которые затрагивают вполне определенные эпистемологические проблемы. В первую очередь, это дуализм материальных предметов и рациональной души человека. Поскольку этот дуализм принимается скептиками в виде, очень сходном с тем, как он понимался в школьном платонизме, александрийцы прикладывают заметные усилия, чтобы различить скептическую и платоническую версии метафизического дуализма. Когда речь идет об абстрактных истинах и общих понятиях, неоплатоническая критика убедительно проводит разграничение двух философских позиций. Но в отношении частных материальных предметов аргументация оказывается менее уверенной, часто подменяясь ссылками на очевидность повседневного опыта. Эта же проблема, только без привязки к скептической традиции, обсуждалась в афинском неоплатонизме и получила решение благодаря учению о теургическом символе. В Афинской школе была разработана концепция, объясняющая, как умопостигаемые боги могут познавать материальные предметы даже без непосредственного их восприятия органами чувств, и этот способ рассуждения при необходимости может быть распространен и на рациональную душу человека. Сопоставление неоплатонизма Александрийской и Афинской школ с античным скептицизмом позволяет восстановить ряд особенностей грекоязычной интеллектуальной культуры IV-VI вв. н.э.
 
 
Назад к оглавлению