«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 7 (2017 / 2)

1. Платон и платоноведение

Протопопова И. А., Гараджа А. В.

«Гиппий Больший»: комедия и двойники Сократа

11–32

 137 KB

Прокопов К. Е.

Некромантия Сократа? Ψυχαγωγία в «Федре» Платона

33–54

 142 KB

Галанин Р. Б.

Незнание истины - зло: об истоках этики Сократа

55–70

 99 KB

Гараджа А. В.

Философы себе замутят государство (R. 540e)?

71–83

 222 KB

2. Сократические школы

Светлов Р. В.

Легко ли (было) быть «сократиком»? Пристрастный взгляд комедии на Херефонта из Сфетта

84–96

 90 KB

Алымова Е. В.

Эсхин из Сфетта и традиция сократического диалога

97–116

 120 KB

Караваева С. В.

Ἀρετή воина: «Одиссей» и «Аякс» Антисфена и воин-страж Платона

117–126

 80 KB

3. Рецепции платонизма

Макарова И. В.

Аристотелевский миф о пещере

127–146

 111 KB

Даровских А. А.

Andrey Darovskikh

Этиология соединения души и тела в эмбриологии Немесия Эмесского

Aetiology of the Soul-Body Connection in Nemesius of Emesa’s Embryology

147–156

 83 KB

Гурьянов И. Г.

Понимание материальности и телесности в антропологии Марсилио Фичино

157–187

 161 KB

Куликов С. Б.

Рецепции афинского неоплатонизма в современной культуре

188–197

 85 KB

4. Платонизм и руская философия

Резвых Т. Н.

Семен Франк и его путь к Плотину: роль идей Фихте, Шуппе и Лотце в статье «О критическом идеализме» (1904)

198–207

 73 KB

Вахитов Р. Р.

Теория сословного общества: Платон и С.Г. Кордонский

208–227

 115 KB

Угольников Ю. А.

Платон, Сократ и Христос у Я.Э. Голосовкера

228–243

 88 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Караваева, Светлана Викторовна
Русская христианская гуманитарная академия

Ἀρετή воина: «Одиссей» и «Аякс» Антисфена и воин-страж Платона

Keywords: античная философия, сократические школы, Платон, Антисфен, ancient philosophy, Socratic Schools, Antisthenes, Plato
В статье рассматриваются речи Антисфена «Аякс» и «Одиссей» в контексте дискуссий платоновского корпуса, касающихся понятия воинской ἀρετή, в первую очередь в диалогах «Гиппий Меньший» и «Государство». Гомеровское понимание ἀρετή как героической по преимуществу, нацеленной на самоутверждение и личную славу героя, к концу V - первой половине IV вв. до н.э. перестает отвечать представлениям афинского общества о совершенном человеке. На первый план выступает забота не о собственном, индивидуальном благе, а об общем благе, которое реализует человек, обладающий полисными добродетелями. Мужество как основная добродетель воина заключается не только в том, чтобы быть сильным (ἰσχυρός), но предполагает и мудрость (σοφία), и стремление к знанию, и, что важно, возможность выразить знание в слове. Так, фундаментальное различие между Аяксом, героем гомеровского типа, и Одиссеем, выражающим представление Антисфена о природе добродетели, можно увидеть в их подходе к речи (λόγος). Если Аякс противопоставляет слово и дело, то для Одиссея слово - это то, что должно быть равным делу. В свою очередь данное различие поднимает ряд других проблем, эксплицирующих проблему знания (заметим, основную тему сократических диалогов), главные из которых - невежество (ἀμαθία) и ложь (ψεῦδος). В контексте данной проблематики нам представляется интересным сопоставить образ Одиссея Антисфена (а именно он, а не Аякс, как мы считаем, репрезентирует взгляды самого автора на природу воинской ἀρετή) с образами Одиссея из «Гиппия Меньшего» и воина-стража из «Государства».
 
 
Назад к оглавлению