«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 7 (2017 / 2)

1. Платон и платоноведение

Протопопова И. А., Гараджа А. В.

«Гиппий Больший»: комедия и двойники Сократа

11–32

 137 KB

Прокопов К. Е.

Некромантия Сократа? Ψυχαγωγία в «Федре» Платона

33–54

 142 KB

Галанин Р. Б.

Незнание истины - зло: об истоках этики Сократа

55–70

 99 KB

Гараджа А. В.

Философы себе замутят государство (R. 540e)?

71–83

 222 KB

2. Сократические школы

Светлов Р. В.

Легко ли (было) быть «сократиком»? Пристрастный взгляд комедии на Херефонта из Сфетта

84–96

 90 KB

Алымова Е. В.

Эсхин из Сфетта и традиция сократического диалога

97–116

 120 KB

Караваева С. В.

Ἀρετή воина: «Одиссей» и «Аякс» Антисфена и воин-страж Платона

117–126

 80 KB

3. Рецепции платонизма

Макарова И. В.

Аристотелевский миф о пещере

127–146

 111 KB

Даровских А. А.

Andrey Darovskikh

Этиология соединения души и тела в эмбриологии Немесия Эмесского

Aetiology of the Soul-Body Connection in Nemesius of Emesa’s Embryology

147–156

 83 KB

Гурьянов И. Г.

Понимание материальности и телесности в антропологии Марсилио Фичино

157–187

 161 KB

Куликов С. Б.

Рецепции афинского неоплатонизма в современной культуре

188–197

 85 KB

4. Платонизм и руская философия

Резвых Т. Н.

Семен Франк и его путь к Плотину: роль идей Фихте, Шуппе и Лотце в статье «О критическом идеализме» (1904)

198–207

 73 KB

Вахитов Р. Р.

Теория сословного общества: Платон и С.Г. Кордонский

208–227

 115 KB

Угольников Ю. А.

Платон, Сократ и Христос у Я.Э. Голосовкера

228–243

 88 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Макарова, Ирина Владимировна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аристотелевский миф о пещере

Keywords: Платон, Аристотель, Цицерон, миф о пещере, знание, благо, счастье, «О философии», космос, Plato, Aristotle, Cicero, cave myth, knowledge, the Good, happiness, On philosophy, cosmos
В статье рассматривается вопрос о происхождении философского мифа о пещере, приведенного в диалоге Цицерона De natura deorum, а также делается попытка его интерпретации. Цицерон утверждает, что автором этого мифа является Аристотель, но не сообщает названия текста, в котором этот миф присутствует. Принято считать, что миф о пещере излагался в несохранившемся диалоге Аристотеля Περὶ φιλοσοφίας, однако отсутствие какого-то намека на образ пещеры, как в сохранившихся текстах Аристотеля, так и в комментаторской литературе, поднимает вопросы об авторской и текстовой атрибуции этого фрагмента. Независимо от способа решения этих вопросов само содержание данного фрагмента заслуживает внимания, поскольку в нем in nuce отражается платоновское и аристотелевское учение о знании, мире и боге, данное сквозь призму цицероновского эклектизма. В настоящей статье делается попытка показать, что 1) между некоторыми текстами Corpus Aristotelicum и данным фрагментом имеется ряд соответствий (смысловых и фактических), которые позволяют принять версию об аристотелевском «мифе о пещере» как правдоподобную, 2) что ряд деталей аристотелевского мифа подразумевает сознательную ориентацию последнего на платоновский миф о пещере с полемическими целями, что, в свою очередь, 3) позволяет интерпретировать аристотелевский миф как отражение учения Аристотеля, каким оно было в период его присутствия в Академии.
 
 
Назад к оглавлению