|
Прокопов, Кирилл Евгеньевич Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Некромантия Сократа? Ψυχαγωγία в «Федре» Платона
|
|
Keywords:
психагогия, душевождение, Платон, «Федр», риторика, Горгий, psychagogy, soul-leading, Plato, the Phaedrus, rhetoric, Gorgias
|
Риторика - одна из ключевых тем диалога «Федр». Во второй части диалога Сократ говорит о риторике как о ψυχαγωγία (букв. «душевождение»). Понятие ψυχαγωγία первоначально обозначало обращение к душам подземного мира для их явления в мир живых. Вне магического контекста ψυχαγωγία определяется как сила поэтических и риторических приемов, необходимых для убеждения слушателя. В этой статье мы рассмотрим историю термина: магическую ψυχαγωγία в античной драме, описание силы слова при помощи лексики из ритуального словаря у Горгия в «Похвале Елены», риторическую ψυχαγωγία у Исократа и Аристотеля, упоминание ψυχαγωγία в «Тимее» и «Законах» Платона, образ Сократа как ψυχαγωγός в «Птицах» Аристофана. На этом основании мы предложим толкование ψυχαγωγία в платоновском «Федре», из которого следует, что на диалог можно смотреть как на событие разворачивания ψυχαγωγία, пример высвобождения души от власти фантомных истин Сократом - умелым ψυχαγωγός. Более того, понятие ψυχαγωγία обеспечивает не только драматическое единство произведения: сам диалог есть и место ее осмысления, поскольку прямо задает ψυχαγωγία как одну из собственных тем. Перенос ритуального понятия на поле философии позволяет Платону определить риторику как один из аспектов ведения души к истине.
|
|
|
|
|
|
|