«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 7 (2017 / 2)

1. Платон и платоноведение

Протопопова И. А., Гараджа А. В.

«Гиппий Больший»: комедия и двойники Сократа

11–32

 137 KB

Прокопов К. Е.

Некромантия Сократа? Ψυχαγωγία в «Федре» Платона

33–54

 142 KB

Галанин Р. Б.

Незнание истины - зло: об истоках этики Сократа

55–70

 99 KB

Гараджа А. В.

Философы себе замутят государство (R. 540e)?

71–83

 222 KB

2. Сократические школы

Светлов Р. В.

Легко ли (было) быть «сократиком»? Пристрастный взгляд комедии на Херефонта из Сфетта

84–96

 90 KB

Алымова Е. В.

Эсхин из Сфетта и традиция сократического диалога

97–116

 120 KB

Караваева С. В.

Ἀρετή воина: «Одиссей» и «Аякс» Антисфена и воин-страж Платона

117–126

 80 KB

3. Рецепции платонизма

Макарова И. В.

Аристотелевский миф о пещере

127–146

 111 KB

Даровских А. А.

Andrey Darovskikh

Этиология соединения души и тела в эмбриологии Немесия Эмесского

Aetiology of the Soul-Body Connection in Nemesius of Emesa’s Embryology

147–156

 83 KB

Гурьянов И. Г.

Понимание материальности и телесности в антропологии Марсилио Фичино

157–187

 161 KB

Куликов С. Б.

Рецепции афинского неоплатонизма в современной культуре

188–197

 85 KB

4. Платонизм и руская философия

Резвых Т. Н.

Семен Франк и его путь к Плотину: роль идей Фихте, Шуппе и Лотце в статье «О критическом идеализме» (1904)

198–207

 73 KB

Вахитов Р. Р.

Теория сословного общества: Платон и С.Г. Кордонский

208–227

 115 KB

Угольников Ю. А.

Платон, Сократ и Христос у Я.Э. Голосовкера

228–243

 88 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Прокопов, Кирилл Евгеньевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Некромантия Сократа? Ψυχαγωγία в «Федре» Платона

Keywords: психагогия, душевождение, Платон, «Федр», риторика, Горгий, psychagogy, soul-leading, Plato, the Phaedrus, rhetoric, Gorgias
Риторика - одна из ключевых тем диалога «Федр». Во второй части диалога Сократ говорит о риторике как о ψυχαγωγία (букв. «душевождение»). Понятие ψυχαγωγία первоначально обозначало обращение к душам подземного мира для их явления в мир живых. Вне магического контекста ψυχαγωγία определяется как сила поэтических и риторических приемов, необходимых для убеждения слушателя. В этой статье мы рассмотрим историю термина: магическую ψυχαγωγία в античной драме, описание силы слова при помощи лексики из ритуального словаря у Горгия в «Похвале Елены», риторическую ψυχαγωγία у Исократа и Аристотеля, упоминание ψυχαγωγία в «Тимее» и «Законах» Платона, образ Сократа как ψυχαγωγός в «Птицах» Аристофана. На этом основании мы предложим толкование ψυχαγωγία в платоновском «Федре», из которого следует, что на диалог можно смотреть как на событие разворачивания ψυχαγωγία, пример высвобождения души от власти фантомных истин Сократом - умелым ψυχαγωγός. Более того, понятие ψυχαγωγία обеспечивает не только драматическое единство произведения: сам диалог есть и место ее осмысления, поскольку прямо задает ψυχαγωγία как одну из собственных тем. Перенос ритуального понятия на поле философии позволяет Платону определить риторику как один из аспектов ведения души к истине.
 
 
Назад к оглавлению