«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 7 (2017 / 2)

1. Платон и платоноведение

Протопопова И. А., Гараджа А. В.

«Гиппий Больший»: комедия и двойники Сократа

11–32

 137 KB

Прокопов К. Е.

Некромантия Сократа? Ψυχαγωγία в «Федре» Платона

33–54

 142 KB

Галанин Р. Б.

Незнание истины - зло: об истоках этики Сократа

55–70

 99 KB

Гараджа А. В.

Философы себе замутят государство (R. 540e)?

71–83

 222 KB

2. Сократические школы

Светлов Р. В.

Легко ли (было) быть «сократиком»? Пристрастный взгляд комедии на Херефонта из Сфетта

84–96

 90 KB

Алымова Е. В.

Эсхин из Сфетта и традиция сократического диалога

97–116

 120 KB

Караваева С. В.

Ἀρετή воина: «Одиссей» и «Аякс» Антисфена и воин-страж Платона

117–126

 80 KB

3. Рецепции платонизма

Макарова И. В.

Аристотелевский миф о пещере

127–146

 111 KB

Даровских А. А.

Andrey Darovskikh

Этиология соединения души и тела в эмбриологии Немесия Эмесского

Aetiology of the Soul-Body Connection in Nemesius of Emesa’s Embryology

147–156

 83 KB

Гурьянов И. Г.

Понимание материальности и телесности в антропологии Марсилио Фичино

157–187

 161 KB

Куликов С. Б.

Рецепции афинского неоплатонизма в современной культуре

188–197

 85 KB

4. Платонизм и руская философия

Резвых Т. Н.

Семен Франк и его путь к Плотину: роль идей Фихте, Шуппе и Лотце в статье «О критическом идеализме» (1904)

198–207

 73 KB

Вахитов Р. Р.

Теория сословного общества: Платон и С.Г. Кордонский

208–227

 115 KB

Угольников Ю. А.

Платон, Сократ и Христос у Я.Э. Голосовкера

228–243

 88 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Галанин, Рустам Баевич
Русская Христианская Гуманитарная Академия

Незнание истины - зло: об истоках этики Сократа

Keywords: софистика, риторика, греческая драма, история платонизма, этика, Sophistic movement, Greek rhetoric, Ancient drama, history of Platonism, ethics
В статье обсуждается проблема истоков фундаментального концепта этики Сократа - nemo sua sponte peccat (οὐδεὶς ἑκὼν ἐξαμαρτάνει), т.е. никто не делает зла по своей воле, или никто не ошибается добровольно. Предположение, высказанное Гвидо Калоджеро в середине прошлого века, заключается в том, что софист Горгий был источником этой доктрины и, следовательно, этическим воспитателем Сократа. Поэтому речь в защиту себя, изложенная в Апологии Сократа, есть не что иное, как заимствованная Cократом техника софиста из его сочинения Защита Паламеда, приспособленная для конкретного случая - своей защиты. Таким образом, Сократ знал Апологию Паламеда наизусть и даже ассоциировал себя с мифическим героем, чему есть подтверждение в тексте Апологии. Джеймс Коултер придерживается противоположной точки зрения: Апология Сократа - это анти-Паламед, что следует из всего корпуса платоновских сочинений, где Сократ выступает ярым антиподом риторики вообще и софиста Горгия в частности. Мария Сесилия Миранда де Ногейро Коэльо предлагает ввести третью фигуру - Ипполита Еврипида для более адекватного сравнения обеих апологий, что, однако, не решает проблему по хронологическим причинам. Рафаель Фербер, и мы вместе с ним, выдвигает гипотезу, согласно которой вопрос об истоках сократовского концепта следует оставить и обратиться к Платону как прекрасно знавшему сочинения Горгия и Евприпида и сознательно использовавшему на свой манер и для своих целей технику софиста.
 
 
Назад к оглавлению