|
Гараджа, Алексей Викторович Платоновский исследовательский научный центр (ПИНЦ) Российского государственного гуманитарного университета
Платон и Софрон: постановка вопроса
|
|
Keywords:
Платон, Софрон, диалог, мим
|
Древние (и не очень древние) свидетельства намекают на совершенно особое отношении Платона к мимографу Софрону из Сиракуз, современнику Сократа и Еврипида. Платон восхищался книгами Софрона, привез их с собой в Афины из Сиракуз, увлекался ими настолько, что не расставался с ними ни днем, ни ночью, и не просто зачитывался этим автором, но в чем-то и подражал ему, а именно в изображении характеров (ἠθοποιῆσαι πρὸς αὐτόν, D.L. 3.18). Отсюда нетрудно предположить, что именно из сочинений Софрона Платон, возможно, заимствовал изюминку своего философского стиля - саму форму диалога. Такое предположение действительно высказывалось - и в очень позднем тексте Иоанна Цеца (H. 10.806-810 et al.), и в совсем раннем свидетельстве Аристотеля, которое находим в его сохранившемся лишь фрагментарно сочинении Περὶ ποιητῶν, дополняемом анонимным папирусом (P. Oxy. 3219) и перекликающемся с начальными страницами «Поэтики» (1447b). Помимо Софрона, Аристотель указывает на некоего Алексамена (Теносского или Теосского) как предшественника Платона: именно тот будто бы первым начал писать ‘сократические / драматические (диа)логи’. Прежде чем приступать к какой-либо интерпретации, необходимо более или менее четко представлять себе не только доступный материал, но и инструменты для его обработки, а именно вопросы, которые следует задавать, чтобы получить осмысленные результаты. Что понимал Аристотель под ‘(диа)логом’? Чем именно были сицилийские мимы? Увы, от сочинений Софрона сохранились лишь скудные фрагменты.
|
|
|
|
|
|
|