«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 18 (2023 / 1)

Платон и платоноведение

Галанин Р. Б.

Религия Сократа: боги и демоны

11–46

 199 KB

Тащиан А. А.

«Независть божества»: о понятии любомудрия у Платона

47–74

 164 KB

Протопопова И. А.

«Отсутствующая река» и «невозможный пловец»: парадоксы «объекта» и «субъекта» в первой гипотезе «Теэтета»

75–88

 116 KB

Макарова И. В.

«Народная мудрость» в диалоге Аристотеля «О философии»

89–114

 151 KB

Рецепции платонизма

Афонасина А. С.

Как Эмпедокл становится платоником: Симпликий, «Комментарий на Физику», 157.25-161.20

115–133

 171 KB

Щукин Т. А.

Классификация наук по Аммонию Александрийскому и ее рецепция в христианском богословии VII-VIII вв.: Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Анастасий Синаит

134–152

 138 KB

Лызлов А. В.

Созерцание или чтение? Ф.Г. Якоби и И.Г. Гаман о путях познания «сверхчувственного»

153–170

 120 KB

Резвых П. В.

Платонические аллюзии в «Мировых эпохах» Ф.В.Й. Шеллинга

171–199

 166 KB

Варламова М. Н.

Природа разума: Александр Афродисийский и Иоанн Филопон о бессмертии и отделимости разумной души

200–221

 136 KB

Гурьянов И. Г.

Традиция и эпистемические инновации в понимании эпидемии чумы в медико-философских трактатах Марсилио Фичино

222–255

 196 KB

Платонизм в русской философии

Петрова Л. А.

Софиологический постскриптум к сочинению об Имени Божием в контексте философии языка С.Н. Булгакова

256–271

 107 KB

Бирюков Д. С., Гравин А. А.

От потебнианства к магической интенциональности: к вопросу о становлении лингвофилософии отца Павла Флоренского

272–293

 176 KB

Переводы и публикации

Афонасин Е. В.

«Люди в темные времена»: избранные фрагменты «Философской истории» Дамаския

294–319

 147 KB

Вольф М. Н.

Шмуэль Школьников. «Парменид» Платона. Введение (перевод, часть 2)

320–347

 2 MB

Гараджа А. В.

Плутарх. Об угасании оракулов 24-52 (перевод и комментарии)

348–382

 211 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Афонасина, Анна Сергеевна
Институт философии и права Новосибирского государственного университета

Как Эмпедокл становится платоником: Симпликий, «Комментарий на Физику», 157.25-161.20

Keywords: Симпликий, Эмпедокл, комментаторская традиция, Любовь, Вражда, неоплатонизм
Настоящее исследование посвящено рассмотрению небольшого раздела из комментария Симпликия на «Физику» Аристотеля. Этот раздел примечателен тем, что в нем Симпликий приводит очень большие цитаты из поэмы Эмпедокла и сопровождает их собственным комментарием. Именно этот комментарий и притягивает наше внимание, поскольку в нем Симпликий последовательно проводит мысль о гармонизации всей греческой философии. В статье впервые на русском языке дается перевод указанного раздела из сочинения Симпликия и уточненный перевод фрагментов Эмпедокла. Последовательно рассматривая строку за строкой, мы пытаемся проникнуть в логику Симпликия, понять, почему он выбирает тот или иной фрагмент для своей аргументации, и увидеть, как постепенно складывается его программа. Анализ выбранного раздела приводит к следующим результатам. Симпликий комментирует не Аристотеля, а взгляды самого Эмпедокла. Выбор фрагментов Эмпедокла производится таким образом, чтобы поместить его в общую неоплатоническую схему, то есть выявить в них указания на мир умопостигаемый и чувственно воспринимаемый. Длинные цитирования и вписывание взглядов Эмпедокла в общую схему осуществляются Симпликием не только с целью сохранения наследия древних философов, но и с целью создания образа непротиворечивой языческой философии, продемонстрировать, как на первый взгляд различные философские концепции участвуют в раскрытии единственно истинной (неоплатонической) идеи. Вся эта программа направлена на то, чтобы выступить единым фронтом против набирающего силу христианства и доказать собственную жизнеспособность.
 
 
Назад к оглавлению