«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 19 (2023 / 2)

Платон и платоноведение

Соланс Бласко М.

Сила философии: о значении δύναμις в «Горгии» Платона

11–48

 223 KB

Галанин Р. Б., Волкова Н. П.

Субъект языка и морали в философии Протагора: диалектика индивида и сообщества/полиса

49–80

 192 KB

Протопопова И. А.

Сократ и подражатели: «миметический» и «подлинный» субъект у Платона

81–96

 117 KB

Скворцов А. А.

О понятии души в философии Платона

97–117

 126 KB

Рецепции платонизма

Стрельцов А. М.

Эпистемологическая триада в «Сократических достопамятностях» И.Г. Гамана

118–143

 164 KB

Минак В. С.

Способы формирования субъекта в учении Аристотеля об уме

144–158

 101 KB

Щукин Т. А.

Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте

159–186

 161 KB

Гурьянов И. Г.

Философский этос Марсилио Фичино в его отношении к концептам современности и контрсовременности Мишеля Фуко

187–214

 160 KB

Курбатов А. Г.

Филипп Меланхтон — комментатор Аристотеля: к вопросу о моральной философии реформатора

215–232

 118 KB

Дорохина Д. М.

Проблема бытия в метафизическом персонализме

233–241

 76 KB

Переводы и публикации

Светлов Р. В.

А.Н. Егунов о переводе платоновского диалога «Пир»

242–263

 140 KB

Протопопова И. А., Гараджа А. В.

Не в строку лыко: рецензия А.Н. Егунова на перевод платоновского «Пира» С.К. Аптом

264–278

 113 KB

Федоров Д. А., Андерсон О. Н.

Незаконченная рукопись А.Н. Егунова «Греческий роман в русских переводах»

279–299

 133 KB

Соколов П. В.

Гильом де Лёс. «Комментарий на Книгу о причинах», Cod. Borgh. 352 fols. 63r–65v (введение, текст и перевод)

300–340

 224 KB

Гараджа А. В.

«Метаморфоза епископа Голиафа» (текст, перевод и комментарии)

341–362

 385 KB

In memoriam

Лукетти К., Алиева О. В.

Памяти Томаса Александра Cлезака (перевод Ольги Алиевой)

363–367

 69 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Гурьянов, Илья Геннадьевич
РАНХиГС при Президенте РФ

Философский этос Марсилио Фичино в его отношении к концептам современности и контрсовременности Мишеля Фуко

Keywords: Фичино, Фуко, режим субъективации, установка современности
В статье рассматриваются основания исследования философских произведений Марсилио Фичино, посвященных философскому образу жизни, в свете работ Мишеля Фуко позднего периода. Дается краткая характеристика концепции сборника 2021 г. «Платонизм: от Фичино к Фуко». В связи с этим изданием обсуждаются методологические противоречия между изучением философских текстов эпохи Возрождения методами интеллектуальной истории и подходом к ним с вопросами, вдохновленными исследованием Фуко режимов субъективации. Отмечается имплицитное присутствие в современных работах, посвященных Фичино, восходящих к xix в. концептуализаций: онтологии «индивидуального Я» и классического либерального понятия свободы. Доказывается, что, несмотря на отсутствие у Фуко вполне консистентной философии истории, в его истории «настоящего» могут быть выделены следующие мотивы: 1) противопо ставление режимов субъективации, осуществляемых через духовные практики, таким, которые исходят из «голого интеллектуализма» или универсальной метафизической истины; 2) онтологизация вариативности духовных практик, из которой следует этический императив «изобретать новые формы бытия»; 3) сосуществование в истории и «современности» разных режимов субъективации даже внутри концепций, претендующих на консистентность, а также возможность их «расщепления» средствами критической философии. Исследуется понятие «философского этоса» как «установки современности», в которой выделяются четыре элемента: 1) воля к «героизации» настоящего; 2) стремления представить настоящее иным, чем оно есть, не разрушая его; 3) философский аскетизм как способ «изобретения себя»; 4) осуществление всего вышеназванного не внутри политического тела, а внутри «искусства». Показывается возможность прочтения послания Фичино «О божественном исступлении», используя герменевтический инструментарий «установки современности».
 
 
Назад к оглавлению