|
Щукин, Тимур Аркадьевич Социологический институт Российской академии наук — филиал ФНИСЦ РАН
Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте
|
|
Keywords:
Михаил Пселл, Григорий Богослов, Прокл, внешний ум, душа, этика, гносеология
|
Статья посвящена гносеологии Михаила Пселла, а именно специфической трактовке им перипатетического термина «внешний ум». Данное учение иллюстрирует то радикальное отличие, которое наблюдается между так называемым придворным богословием и монашеским богословием (основные представители последнего — Симеон Новый Богослов и Никита Стифат) в xi в. Анализируются все тексты Михаила Пселла, в которых он используется концепцию внешнего ума, и в первую очередь трактат Theol. 1.106, толкование на одно из мест Григория Богослова, где византийский мыслитель предлагает данное учение в развернутом виде. Понятие Александра Афродисийского Михаил Пселл развернул в триаду «пифагорейское – платоническое – сократическое», в которой первый элемент соответствует непроявленному идеалу, содержащему практический императив, второй — абстрагированию идеала от субъекта практики и, тем самым, «забвению» практического, а третий — осуществлению идеала в человеческой индивидуальности, так что идеал вновь становится практическим, но уже проявленным, реально существующим. Источником этой триады, как показано в статье, является комментарий неоплатоника Прокла на платоновский «Тимей», хотя трактовка Михаила Пселла радикально отличается от того, что наблюдается у афинского диадоха. Анализ фрагментов, содержащих понятие внешнего ума, из доксографических сочинений Михаила Пселла дают представление о том, что термин заимствован мыслителем из комментария Иоанна Филопона на аристотелевский трактат «О душе». Еще один текст — письмо протосинкеллу Льву Параспондилу — отражает ранний этап рецепции Михаилом Пселлом данного термина.
|
|
|
|
|
|
|