«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 19 (2023 / 2)

Платон и платоноведение

Соланс Бласко М.

Сила философии: о значении δύναμις в «Горгии» Платона

11–48

 223 KB

Галанин Р. Б., Волкова Н. П.

Субъект языка и морали в философии Протагора: диалектика индивида и сообщества/полиса

49–80

 192 KB

Протопопова И. А.

Сократ и подражатели: «миметический» и «подлинный» субъект у Платона

81–96

 117 KB

Скворцов А. А.

О понятии души в философии Платона

97–117

 126 KB

Рецепции платонизма

Стрельцов А. М.

Эпистемологическая триада в «Сократических достопамятностях» И.Г. Гамана

118–143

 164 KB

Минак В. С.

Способы формирования субъекта в учении Аристотеля об уме

144–158

 101 KB

Щукин Т. А.

Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте

159–186

 161 KB

Гурьянов И. Г.

Философский этос Марсилио Фичино в его отношении к концептам современности и контрсовременности Мишеля Фуко

187–214

 160 KB

Курбатов А. Г.

Филипп Меланхтон — комментатор Аристотеля: к вопросу о моральной философии реформатора

215–232

 118 KB

Дорохина Д. М.

Проблема бытия в метафизическом персонализме

233–241

 76 KB

Переводы и публикации

Светлов Р. В.

А.Н. Егунов о переводе платоновского диалога «Пир»

242–263

 140 KB

Протопопова И. А., Гараджа А. В.

Не в строку лыко: рецензия А.Н. Егунова на перевод платоновского «Пира» С.К. Аптом

264–278

 113 KB

Федоров Д. А., Андерсон О. Н.

Незаконченная рукопись А.Н. Егунова «Греческий роман в русских переводах»

279–299

 133 KB

Соколов П. В.

Гильом де Лёс. «Комментарий на Книгу о причинах», Cod. Borgh. 352 fols. 63r–65v (введение, текст и перевод)

300–340

 224 KB

Гараджа А. В.

«Метаморфоза епископа Голиафа» (текст, перевод и комментарии)

341–362

 385 KB

In memoriam

Лукетти К., Алиева О. В.

Памяти Томаса Александра Cлезака (перевод Ольги Алиевой)

363–367

 69 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Щукин, Тимур Аркадьевич
Социологический институт Российской академии наук — филиал ФНИСЦ РАН

Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте

Keywords: Михаил Пселл, Григорий Богослов, Прокл, внешний ум, душа, этика, гносеология
Статья посвящена гносеологии Михаила Пселла, а именно специфической трактовке им перипатетического термина «внешний ум». Данное учение иллюстрирует то радикальное отличие, которое наблюдается между так называемым придворным богословием и монашеским богословием (основные представители последнего — Симеон Новый Богослов и Никита Стифат) в xi в. Анализируются все тексты Михаила Пселла, в которых он используется концепцию внешнего ума, и в первую очередь трактат Theol. 1.106, толкование на одно из мест Григория Богослова, где византийский мыслитель предлагает данное учение в развернутом виде. Понятие Александра Афродисийского Михаил Пселл развернул в триаду «пифагорейское – платоническое – сократическое», в которой первый элемент соответствует непроявленному идеалу, содержащему практический императив, второй — абстрагированию идеала от субъекта практики и, тем самым, «забвению» практического, а третий — осуществлению идеала в человеческой индивидуальности, так что идеал вновь становится практическим, но уже проявленным, реально существующим. Источником этой триады, как показано в статье, является комментарий неоплатоника Прокла на платоновский «Тимей», хотя трактовка Михаила Пселла радикально отличается от того, что наблюдается у афинского диадоха. Анализ фрагментов, содержащих понятие внешнего ума, из доксографических сочинений Михаила Пселла дают представление о том, что термин заимствован мыслителем из комментария Иоанна Филопона на аристотелевский трактат «О душе». Еще один текст — письмо протосинкеллу Льву Параспондилу — отражает ранний этап рецепции Михаилом Пселлом данного термина.
 
 
Назад к оглавлению