|
Мирошниченко, Евгений Игоревич Государственный университет аэрокосмического приборостроения
Монада как единство триады: платоническая монадология между Теоном Смирнским и Григорием Нисским
|
|
Keywords:
монадология, монада, триада, христианский платонизм, пифагорейская философия, Теон Смирнский, Григорий Нисский
|
В статье рассматривается рецепция платонически-пифагорейской монадологии в ранневизантийской патристике. Сравнивая тексты Теона Смирнского и Григория Нисского, автор исследует историю трансформации смысла термина «монада» и концептуальные изменения, связанные с этим. В период триадологических споров представители патристики использовали неоплатоническую терминологию, а также некоторые идеи, относящиеся к понятиям «монады» и «триады», для формулирования богословских концепций. В первую очередь речь шла о соотношении ипостасей и сущности в троице. Григорий Нисский соединил в своей монадологии платоническую традицию «нечисловой» интерпретации монады с идеями Василия Великого о различии сущности и ипостаси. В результате он пришел к теории онтологической монады, согласно которой Бог является в одно и то же время и монадой, и триадой. Триада у него - это не число, и даже не идея числа, а идея ипостасного единства Бога. Она мыслится не по отношению к природе, а по отношению к действию, которое обозначается конкретным именем ипостаси. В свою очередь, монада - это выражение не единицы, а единства сущности триады. Монада по отношению к божественной природе триады приобретает особый онтологический статус. По отношению к одному монада является генадой, а по отношению к трем - триадой. Поэтому триада и есть монада. Выражение «монада в триаде» следует понимать не в эманационном смысле, а как выражение идеи Бога, который по имени сущности - монада, а ипостасно (по действию) - триада. Концепция «нечисловой» монадологии позволила Григорию Нисскому (вместе с Евагрием) обосновать особую логику триадологического богословия.
|
|
|
|
|
|
|