В диалоге «Лисид» Сократ беседует с самыми юными героями всего корпуса платоновских сочинений - с Лисидом и Менексеном, которым примерно 11-12 лет. Беседа эта ведется для того, чтобы показать влюбленному в Лисида юноше Гиппоталу, как нужно разговаривать со своим возлюбленным, чтобы не навредить ни себе, ни ему, т.е. речь о том, как нужно пользоваться риторическим инструментарием. Как и в диалоге «Федр», в «Лисиде» в начало дискуссии, посвященной любви, дружбе и желанию, положено очищение риторики от сиюминутного и эгоистического блага, которое имеет в виду Гиппотал, когда, пользуясь различными риторическими практиками, хочет привлечь к себе внимание и благорасположение Лисида. Сократ показывает юноше, что разговаривать со своим возлюбленным нужно, памятуя не только об индивидуальном благе hic et nunc, но о благе как таковом, которое является благом для всех и всегда, а не только для меня и теперь, но в первую очередь - это благо для самого возлюбленного. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что этически выверенное использование риторики, учитывающее всеобщее благо, является необходимым условием самой возможности философствования, а следовательно, философия неотделима от правильно понятой риторики, т.е. риторики не как абстрактной технэ, которую можно использовать во зло или во благо, но как дискурсивного инструментария, всегда учитывающего этическую интенцию говорящего и объемлющего правильный логос, эрос и политический праксис.
|