«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 12 (2020 / 1)

1. Платон и платоноведение

Петерсон С.

Sandra Peterson

Аргумент Зенона в «Пармениде» 127e1-7

The Argument of Zeno at Parmenides 127e1-7

11–44

 199 KB

Вольф М. Н.

Метод гипотез и обоснование знаков сущего у Парменида

45–67

 151 KB

Юнусов А. Т.

Метод гипотез «Федона» и «Вторая аналитика» Аристотеля: некоторые параллели

68–109

 213 KB

2. Сократ и сократики

Протопопова И. А.

Сократ как «сущность» и «метод»: трансцендирование

110–124

 116 KB

Алымова Е. В.

Два «Пира»

125–140

 110 KB

Мочалова И. Н.

Философия Сократа: формирование и трансформация советского канона

141–158

 113 KB

3. Платонизм и традиция

Литвин Т. В.

Litvin T.

Контингентность вечности? Парадоксы языка описания длительности в античных темпоральных моделях

Die Kontingenz der Ewigkeit? Paradoxe der Sprache der Beschreibung der Dauer in antiken Modellen der Zeitlichkeit

159–173

 111 KB

Варламова М. Н.

Диалектика начал возникновения в комментарии Михаила Пселла (?) на «Физику» Аристотеля

174–189

 122 KB

Ноговицин О. Н.

«Антропологическая парадигма» и парадигматический метод: частная и общая природы в трактате Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и школьная неплатоническая философия (I)

190–213

 157 KB

Гурьянов И. Г.

Неоплатонические представления об эмбриогенезе и их рецепция в эпоху Возрождения

214–235

 141 KB

Павлюченков Н. Н.

Платонизм и христианство в философско-богословском наследии П.А. Флоренского

236–258

 123 KB

4. Переводы

Черноглазов Д. А., Гончарко О. Ю.

«Ксенедем, или Гласы» Феодора Продрома: русский перевод с логико-философским введением

259–280

 164 KB

Гараджа А. В.

Об именах Барбело-Пруник; Епифаний Кипрский. Панарион 1.2.25-26

281–349

 398 KB

5. Рецензии

Алиева О. В.

В начале был Фалес? Рецензия на книгу: Maria Michela Sassi. The Beginnings of Philosophy in Greece. Princeton: Princeton University Press, 2018

350–355

 75 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Протопопова, Ирина Александровна
Российский государственный гуманитарный университет

Сократ как «сущность» и «метод»: трансцендирование

Keywords: Сократ, образ, метод, эленхос, апория, трансцендирование, Socrates, image, method, elenchos, aporia, transcendence
Статья продолжает тему «Сократ как сущность и метод», где платоновский Сократ рассматривается не как персонаж, а как «прием», с помощью которого Платон показывает продвижение сознания по ступеням, описанным, в частности, в «разделенной Линии» (R. 509-511). В первой части было показано, как через фигуру Сократа реализуются эленхос и апория: благодаря испытанию собеседники, включая самого Сократа, попадают в тупик, относящийся не только к предмету вопрошания, но и к самим вопрошающим. Негативность, требующая дальнейших разысканий, приводит к необходимости выхода за пределы любых образов и мнений как о предмете, так и о воспринимающем: это трансцендирование, переход к ἐπέκεινα. В этой, второй части работы, я показываю парадоксальность описаний «самого по себе» (Smp. 211-212, Phdr. 247), которое оказывается, с одной стороны, неким аналогом «ничто», с другой - способно каким-то образом восприниматься. Это связано с двумя важнейшими родами сущего: «само по себе» (τὰ αὐτὰ καθ’ αὑτά) и «относительно иного» (τὰ πρὸς ἄλλα) (Sph. 255c), и я анализирую их роль в нескольких диалогах Платона («Федон», «Федр», «Пир»). Через отнесение к этим двум родам я интерпретирую образ Сократа в названных диалогах как «трансцендентного», связанного с τὰ αὐτὰ καθ’ αὑτά, и «трансцендирующего», связанного с τὰ πρὸς ἄλλα, и демонстрирую философскую функцию его «иронии» и «гибризма» (например, Сократ как Эрот и как «ничто» в «Пире»). На мой взгляд, Сократ в этих противоречащих ролях - образная реализация философской концепции, в которой «само по себе» и «иное» обосновываюся как необходимое единство противоположностей в качестве модусов ума и сущего.
 
 
Назад к оглавлению