|
Шевцов, Константин Павлович Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Человек золотого века: Сократ в диалогах Платона
|
|
Keywords:
Сократ, диалектика, золотой век, демон
|
В статье фигура Сократа в платоновских диалогах рассматривается как попытка осмысления Платоном сократовского отношения к смерти. В «Апологии» смерть понимается как решающее испытание, которое должно показать верность Сократа избранному им способу мышления и общения с собеседниками. Верность себе вплоть до смерти учреждает собственный смысл, который понимается как выражение божественного предназначения. В «Федоне» Платон дает двойное истолкование этому предназначению: доказательства бессмертия души дают логическую его трактовку, но они составляют лишь введение к описанию молчания Сократа как трансцендентальной основы его уверенности в бессмертии. В диалогах «Пир», «Федр» и «Государство» Платон показывает, что Сократ не только отличается от своих собеседников, но и не вполне принадлежит миру людей. Его отношение к справедливому государству - это отношение учреждающего начала, поэтому к самому Сократу применима процедура диалектического вывода, ведущего от понятий частных наук к беспредпосылочному началу. Образ Сократа собирается из множества знаний и воспоминаний о нем, которые служат предпосылками для восхождения к единству, эйдетической фигуре, выступающей подлинным наставником платоновских диалогов. В «Политике» удвоение фигур старшего и младшего Сократа соотносится с мифом о развороте в движении космоса и о веке Кроноса, когда люди жили от старости к младенчеству. Платон показывает, что время мышления и беседы мыслящих начинает течь в обратную сторону, при этом Сократ предстает человеком золотого века, который после смерти становится демоном, удерживающим связь людей и богов, многообразной речи познания и превосходящей ее истины молчания.
|
|
|
|
|
|
|