|
Волкова, Надежда Павловна Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Аристотелевская интерпретация тезиса Протагора и «Теэтет» Платона
|
|
Keywords:
Платон, Аристотель, тезис Протагора, «Метафизика», «Теэтет», релятивизм
|
Статья посвящена исследованию интерпретации тезиса Протагора (ТП) в «Метафизике» Γ и ее связи с «Теэтетом» Платона. Аристотель никогда не цитирует ТП дословно, а предлагает различные его формулировки, одна из которых - «все мнения по необходимости совершенно истинны» (Metaph. 1009a11-12). Исследователи сходятся во мнении, что она восходит к «Теэтету» (152). Автор статьи стремится продемонстрировать, что влияние «Теэтета» на аристотелевскую трактовку ТП не ограничивается заимствованием одной из его формулировок. Платона в «Теэтете» и Аристотеля в «Метафизике» объединяет общая цель - ответить на вопрос о том, что такое знание и как оно возможно. В реализации этой цели не последнюю роль играет опровержение ТП. Во-первых, и в «Теэтете», и в «Метафизике» ТП помещен в самом начале исследования проблемы знания, потому что и Платон, и Аристотель видят в ТП преграду для построения своих теорий познания. Платон считал необходимым опровергнуть ТП потому, что он лежит в основании утверждения о том, что знание - это только чувственное восприятие, а Аристотель - потому, что ТП противоречит одному из его главных теоретических принципов - принципу противоречия (ПП). Во-вторых, оба философа рассматривают ТП не только в гносеологическом, но и в онтологическом ключе. Если Платон за ТП видит учение о всеобщем движении Гераклита, то Аристотель - учение Анаксагора о гомеомериях. Особое внимание в статье уделено спору о разнице двух формулировок ТП, который имеет место среди современных исследователей Аристотеля, потому что именно вторая формулировка позволяет Аристотелю интерпретировать ТП в контексте учения Анаксагора. И наконец, автор показывает, что для опровержения ТП и Платон, и Аристотель используют не онтологические, а логические аргументы, то есть они не опровергают учение Гераклита или Анаксагора, а показывают внутреннюю противоречивость ТП.
|
|
|
|
|
|
|