|
Галанин, Рустам Баевич Русская христианская гуманитарная академия
Волкова, Надежда Павловна Институт философии Российской академии наук
Субъект языка и морали в философии Протагора: диалектика индивида и сообщества/полиса
|
|
Keywords:
субъект, добродетель, софистика, политика, этика, психолингвистика, Хомски
|
Софисты вообще и Протагор в частности уделяли особое внимание изучению языка и грамматике. Такое внимание было обусловлено тем, что речь являлась для древнего грека не просто средством коммуникации, но носителем аретэ, и чем эта речь была лучше, тем большей политической доблестью, аретэ, обладал ее носитель — субъект высказывания. Протагор очень близко подошел к пониманию того, что логос представляет собой сущностную структуру человеческой природы и условие возможности социального бытия человека как гражданина полиса. Уже в 20 в., в эпоху «ниспровержения Субъекта» и его ипостасей, Ноам Хомский при помощи разработанной им теории «порождающей грамматики» доказывает, что у человека есть «природа», заключающаяся в его способности к Языку. Эта способность, не зависящая от социокультурного контекста, является всеобщей и не подлежащей редукции. Человек как субъект языка в языке возвращается к своей подлинной сущности, тогда как язык, будучи, если угодно, даром Бога, правит человеком как всеобщая возможность и нуждается в индивидах для своей актуализации. Последняя, как логос, дает возможность для построения сообщества — такой связи индивидуальных субъектов, где диалектика единичного и общего собирается логосом в устроенное политическое тело, чему примером был античный полис как коллективный Субъект, о котором мысль тоскует всякий раз, когда грезит о Сообществе вообще. В статье рассматриваются взгляды на субъект языка и политическое сообщество в греческой софистике и в ряде современных теорий — в частности, в лингвистике Хомского и в философиях сообществ Ж.-Л. Нанси, Дж. Агамбена и М. Бланшо.
|
|
|
|
|
|
|