|
Протопопова, Ирина Александровна Российский государственный гуманитарный университет
Платон и Гуссерль
|
|
Keywords:
Платон, Гуссерль, эйдос, анамнесис, феноменология, трансцендентализм
|
В статье Алана Кима рассматривается особый феноменологический платонизм Гуссерля. Это достаточно новаторская область сравнительной истории философии, что не в последнюю очередь обусловлено критикой Гуссерлем «наивного платонизма», трактующего Платона в духе «метафизического дуализма». Однако Ким с полным основанием сопоставляет Гуссерля с Платоном, поскольку Гуссерль прочитывает Платона совсем иначе и даже прямо называет себя платоником. Он приписывает Платону идеал науки о науке и, считая таковой феноменологию, полагает, что платоновская теория идей как раз этот идеал и реализует. Ким показывает, как феноменологический платонизм Гуссерля проявляется в курсе лекций «Вещь и пространство» (1907) и в книге «Опыт и суждение» (1939). Впечатляющее сходство демонстрирует сопоставление феноменологического метода с анамнесисом из «Федона» и с мифом о пещере из «Государства». И Гуссерль, и Платон заключают естественную установку в скобки и восходят к миру эйдосов как априорным условиям сознания. Эйдос раскрывает себя как образец, по отношению к которому его чувственные воплощения выглядят дефектными, т.е. просто тенями. В заключение Ким фиксирует ключевое понимание Гуссерлем эйдосов как правил (Wesensgesetze). Точнее, эйдос - это (единственное) универсальное правило, F, для создания неопределенного множества конкретных индивидуальных f, будь то эмпирических или воображаемых. Таким образом, «платонизм» Гуссерля оперирует функциональной интерпретацией эйдоса, а это вид генетического идеализма, связанный с Лотце и неокантианцем Наторпом. Для всех троих - Лотце, Наторпа и Гуссерля - Платон не был платоником в обычном метафизическом смысле, и Гуссерль прочитывал его как трансцендентального феноменолога.
|
|
|
|
|
|
|