«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 21 (2024 / 2)

Платон и платоноведение

Протопопова И. А.

«Протагор» и «Пир» Платона: литературные перекличкии философские пересечения (часть 2)

11–40

 174 KB

Богомолов А. В., Светлов Р. В.

Диалог «Филеб» в дискурсе платоновской апофатики: историко-философский анализ

41–53

 102 KB

Семенов В. Е.

Первоначало субъективности у Платона и Канта

54–73

 131 KB

Рецепции платонизма

Антонюк М. В.

Описание философской школы Платона в сирийском трактате «Причина основания школ»

74–91

 141 KB

Колесников И. Д.

Театральные, игровые и зрелищные метафоры у Эпиктета

92–112

 176 KB

Галанин Р. Б.

Еврейская идентичность и греческая пайдейя: случай Филона Александрийского

113–144

 194 KB

Щербаков Ф. Б.

Allegoria sub specie aeternitatis: категории пространства и времени в позднеантичной аллегорической литературе.

145–172

 153 KB

Щукин Т. А.

Читали ли «Халдейские оракулы» в x веке? Свидетельство Симеона Нового Богослова

173–199

 158 KB

Сенина Т. А.

Христиане как новые софисты: критика христианства в платонической философии Георгия Гемиста Плифона

200–222

 151 KB

Рецепции платонизма в Новое время

Михайловский А. С.

«Евклидовы просветления» Томаса Гоббса: от геометрического идеала доказательства к идеалу геометрии как науки о действительности

223–261

 207 KB

Гурьянов И. Г., Михайловский А. С.

Медицина и риторика: эпидемии как вызов для «наук о контингентном» xv–xvii вв.

262–300

 209 KB

Бегичев А. Д., Мочалова И. Н.

«Метафизические уроды» и их потомство: критика неоплатонизма И.М. Скворцовым в контексте развития русской духовно-академической философии xix века

301–322

 135 KB

Переводы и публикации

Соколов П. В.

Гильом де Лёс. «Комментарий на Книгу о причинах», Cod. Borgh. 352 fols. 65v–68r (текст и перевод)

323–363

 214 KB

Месяц С. В.

Аристотель. О сновидениях (перевод и комментарии)

364–387

 172 KB

Гараджа А. В.

«Толкование Халдейских оракулов» Михаила Пселла (перевод и комментарии)

388–417

 214 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Михайловский, Александр Сергеевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт»

«Евклидовы просветления» Томаса Гоббса: от геометрического идеала доказательства к идеалу геометрии как науки о действительности

Keywords: Томас Гоббс, Евклид, Прокл, философия геометрии, филиппо-рамистская философия
Важнейший эпизод в интеллектуальной биографии Томаса Гоббса — это так называемое «Евклидово просветление», полумифическая история позднего знакомства Гоббса с «Началами» Евклида. При этом содержащийся в «Началах» геометрический метод доказательства настолько впечатлил Гоббса, что в своей философии он стал ориентироваться исключительно на него. Широко известно короткое упоминание этого знакомства в прозаической автобиографии Гоббса, однако более подробная версия содержится в первом издании его математического диалога Examenatio et emendatio mathematicae hodiernae. Внимательное ее прочтение позволяет решить принципиальную проблему эпистемологии Гоббса: показать, как геометрический идеал доказательства связан с эпистемическим идеалом геометрии как конструктивной науки о действительности. Геометрический идеал доказательства проясняется в свете ремарки Гоббса об убедительности математического знания, доказанного из «первых понятий», даже для математических профанов. В основании этого убеждения лежит представление, что принципы или «первые понятия» математики фундируются «первой философией» (диалектикой). Его он черпает не из трактата Евклида, а из In primum Euclidis librum commentarius Прокла, но понимает диалектику не неоплатонически, а в духе современной ему филиппо-рамистской философии. Такая диалектика основана на опытном знании или «благоразумии» (prudentia) «учителя науки», занимающегося «нахождением» (inventio) наиболее уместных общих определений (количество, движение и т.д.) для «ученика». Геометрический идеал доказательства Гоббс представляет как укорененный в самой «повседневности», предоставляющей одновременно «самоочевидные» и «практические» первые принципы для математики. Строгое следование этому идеалу приводит Гоббса к утверждению его понимания геометрии как практической и конструктивной науки о действительности. Ключевое для эпистемического идеала геометрии понятие «рассмотрение» (consideratio) Гоббс также опосредованно заимствует из комментария Прокла. В свою очередь, этот идеал всё больше противоречит «нормальной» математической науке, так что ко второй версии «просветления» (в автобиографии) Гоббс отказывается от ряда классических геометрических результатов. Уточненное понимание эпистемологии Гоббса открывает возможность для концептуализации «первых понятий» как его геометрии, так и гражданской науки в качестве полуфикций, легитимирующих взаимное опосредование «возможного» и «действительного» в рассуждении.
 
 
Назад к оглавлению