|
Михайловский, Александр Сергеевич Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт»
«Евклидовы просветления» Томаса Гоббса: от геометрического идеала доказательства к идеалу геометрии как науки о действительности
|
|
Keywords:
Томас Гоббс, Евклид, Прокл, философия геометрии, филиппо-рамистская философия
|
Важнейший эпизод в интеллектуальной биографии Томаса Гоббса — это так называемое «Евклидово просветление», полумифическая история позднего знакомства Гоббса с «Началами» Евклида. При этом содержащийся в «Началах» геометрический метод доказательства настолько впечатлил Гоббса, что в своей философии он стал ориентироваться исключительно на него. Широко известно короткое упоминание этого знакомства в прозаической автобиографии Гоббса, однако более подробная версия содержится в первом издании его математического диалога Examenatio et emendatio mathematicae hodiernae. Внимательное ее прочтение позволяет решить принципиальную проблему эпистемологии Гоббса: показать, как геометрический идеал доказательства связан с эпистемическим идеалом геометрии как конструктивной науки о действительности. Геометрический идеал доказательства проясняется в свете ремарки Гоббса об убедительности математического знания, доказанного из «первых понятий», даже для математических профанов. В основании этого убеждения лежит представление, что принципы или «первые понятия» математики фундируются «первой философией» (диалектикой). Его он черпает не из трактата Евклида, а из In primum Euclidis librum commentarius Прокла, но понимает диалектику не неоплатонически, а в духе современной ему филиппо-рамистской философии. Такая диалектика основана на опытном знании или «благоразумии» (prudentia) «учителя науки», занимающегося «нахождением» (inventio) наиболее уместных общих определений (количество, движение и т.д.) для «ученика». Геометрический идеал доказательства Гоббс представляет как укорененный в самой «повседневности», предоставляющей одновременно «самоочевидные» и «практические» первые принципы для математики. Строгое следование этому идеалу приводит Гоббса к утверждению его понимания геометрии как практической и конструктивной науки о действительности. Ключевое для эпистемического идеала геометрии понятие «рассмотрение» (consideratio) Гоббс также опосредованно заимствует из комментария Прокла. В свою очередь, этот идеал всё больше противоречит «нормальной» математической науке, так что ко второй версии «просветления» (в автобиографии) Гоббс отказывается от ряда классических геометрических результатов. Уточненное понимание эпистемологии Гоббса открывает возможность для концептуализации «первых понятий» как его геометрии, так и гражданской науки в качестве полуфикций, легитимирующих взаимное опосредование «возможного» и «действительного» в рассуждении.
|
|
|
|
|
|
|