|
Марков, Александр Викторович ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Плотин, Элитис и «отказ трудиться»
|
|
Keywords:
Элитис, Плотин, философия творчества, мистика света
|
Ведущий греческий поэт двадцатого века Одиссеас Элитис часто обращался к Платону и Плотину как философам того единства, в котором он видел принцип греческой диалектики творчества, где творческое решение всегда имеет преимущество над жанром и способом критического высказывания. В данной статье доказывается, что на самом деле проект Элитиса вписывается в ту критику корреляции труда и произведения, которая и обосновывала творческие новации как «отказ трудиться», как форму созерцания. Показано, что эта критика могла быть мотивирована как марксизом, так и отказом от марксистских моделей, например, в философии творчества и литературной публицистике русской эмиграции, где корреляция критиковалась как начало культурного упадка. Антикорреляционизм настаивает на том, что в культуре коррелируют единство и непостижимость, но не как реальности, а как векторы движения к совершенству, так что наш несовершенный опыт единства представляет собой столкновение с вещами как чем-то удивительным, с неким несовершенным непостижимым. Элитис, создававший культурный миф о единстве греческой цивилизации на протяжении всей истории, также рассматривал свет, о котором говорил Плотин, антикорреляционистски: не как источник творческих или этических решений, но как область удивления, познания и действия. Поэтому свет Плотина для него представляет собой наиболее совершенную из вещей, неупорядоченность которых и позволяет Элитису обосновать свою эстетику как программу восторженного упорядочивания вещей, включая непостижимые. Его интерпретация Плотина принципиально не принимает во внимание иерархические моменты системы этого философа, но акцентирует гносеологический статус света.
|
|
|
|
|
|
|