«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 14 (2021 / 1)

1. Платон и платоноведение

Спасова К.

Kamelia Spassova

Ж.-П. Вернан о теории мимесиса Платона: образы, двойники и симулякры

J.-P. Vernant on Plato’s Mimetic Theory: Images, Doubles and Simulacra

11–31

 140 KB

Щербаков Ф. Б.

Поэтика смеха у Платона: к вопросу о генезисе философской иронии

32–53

 130 KB

2. Рецепции платонизма

Петров В. В.

Проповедь безмолвия и возобновления из «Мученичества апостола Петра»: ее источники и контексты

54–77

 160 KB

Мирошниченко Е. И.

Монада как единство триады: платоническая монадология между Теоном Смирнским и Григорием Нисским

78–98

 128 KB

Щукин Т. А.

Ангелология Михаила Пселла и позднеантичные споры о природе небес

99–121

 155 KB

Ноговицин О. Н.

«Антропологическая парадигма» и парадигматический метод: частная и общая природы в трактате Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и школьная неплатоническая философия (III)

122–156

 191 KB

Иванова Е. В., Тоноян Л. Г.

Логико-философское и догматико-полемическое наследие Никифора Влеммида (критический обзор)

157–188

 179 KB

3. Платонизм и русская философия

Бирюков Д. С.

Рецепция паламизма в имяславском наследии А.Ф. Лосева. Часть 1: Датировка статьи «Имяславие» («Die Onomatodoxie (russisch „Imiaslavie“)») Лосева и вопрос зависимости этой статьи от имяславских текстов П.А. Флоренского

189–202

 112 KB

Каменских А. А., Каменских В. А.

Гипотеза об оригенизме Алексея Хомякова в контексте истории русского платонизма

203–214

 98 KB

Гравин А. А.

Самое само как методологический и языковой принцип философии всеединства А.Ф. Лосева

215–225

 92 KB

4. Переводы и публикации

Месяц С. В.

Аристотель. О сне и бодрствовании (перевод и комментарии)

226–251

 172 KB

Черноглазов Д. А., Гончарко О. Ю.

«О великом и малом» Феодора Продрома как образец неоплатонического комментария к «Категориям» Аристотеля

252–269

 145 KB

Гараджа А. В.

Ириней Лионский. Против ересей 1.29-30 (перевод и комментарии)

270–290

 176 KB

5. Рецензии

Алиева О. В.

Путеводитель к благой жизни. Рецензия на книгу: Panos Dimas, Russel E. Jones, and Gabriel R. Lear (eds.), Plato’s Philebus: A Philosophical Discussion. Oxford University Press, 2019

291–302

 107 KB

Блюм П. Р.

Paul R. Blum

Платонизм в Германии. Рецензия на книгу: Alan Kim (ed.), Brill’s Companion to German Platonism. Leiden; Boston: Brill, 2019

German Platonism. Book review: Alan Kim (ed.), Brill’s Companion to German Platonism. Leiden; Boston: Brill, 2019

303–313

 89 KB

Протопопова И. А.

Герменевтика темпоральности: диалектика времени у Платона. Рецензия на книгу: А.А. Плешков. Истоки философии времени: Платон и предшественники. М.: Издательский дом «Высшей школы экономики», 2021

314–322

 91 KB

Вишняков В. П.

Ресурсы «скрытого Бога». Рецензия на книгу: М. Хайдеггер: pro et contra, антология. Науч. ред. Ю.М. Романенко; вступ. статья: Ю.М. Романенко, С.А. Коначева, А.Б. Паткуль, А.Э. Савин, А.В. Михайловский, Н.А. Артеменко. 2-е изд. СПб.: РХГА, 2020

323–333

 102 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Бирюков, Дмитрий Сергеевич
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Рецепция паламизма в имяславском наследии А.Ф. Лосева. Часть 1: Датировка статьи «Имяславие» («Die Onomatodoxie (russisch „Imiaslavie“)») Лосева и вопрос зависимости этой статьи от имяславских текстов П.А. Флоренского

Keywords: А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский, имяславие, платонизм, паламизм
В статье рассматривается вопрос о зависимости статьи А.Ф. Лосева «Имяславие», сохранившейся в переводе на немецкий язык, от имяславских текстов П.А. Флоренского. Делается вывод о том, что принимавшаяся до сих пор в качестве наиболее вероятной датировка работы Лосева «Имяславие», относящая ее написание к 1917-1919 гг., сомнительна. В статье показывается, что в «Имяславии» Лосева просматриваются следы влияния текста П.А. Флоренского «Имеславие как философская предпосылка», созданного в октябре-ноябре 1922 г. И некоторые особенности «Имяславия» Лосева не объяснить знакомством Лосева с предшествующими имяславскими текстами Флоренского, но их можно объяснить знакомством Лосева с материалом, представленным в «Имеславии как философской предпосылке» Флоренского. Это такие особенности, как, во-первых, использование анафематствований против Варлаама и Акиндина из «Синодика православия» в качестве системообразующего источника для осмысления имяславского учения, во-вторых - использование приема, когда формула имяславия приводится на греческом языке, и в-третьих - очень близкое соответствие греческой формулы, приводимой Лосевым, соответствующей формуле у Флоренского. Таким образом, делается вывод о том, что есть достаточные основания полагать, что статья «Имяславие» написана Лосевым либо после создания Флоренским его «Имеславия как философской предпосылки», т.е. после ноября 1922 г., либо, самое раннее, после того, как Флоренский начал выступать в Москве с докладами относительно имяславия (содержание которых отражено в его «Имеславии»), т.е. не ранее весны 1921 г. Это значит, что статья Лосева «Имяславие» могла быть предназначена для религиозно-философского сборника, который планировался к изданию в 1922 г. в Берлине.
 
 
Назад к оглавлению