«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 11 (2019 / 2)

1. Платон и платоноведение

Плешков А. А.

Другая вечность: мгновенность материи у Платона

11–41

 228 KB

Тегос М.

Michalis Tegos

Как «Софист» отвечает «Пармениду», или Почему Единого нет среди великих родов

How does the Sophist reply to the Parmenides? Or, Why the One is not among the Megista Gene

42–73

 196 KB

Гараджа А. В.

Тройной «Ион»: о последних изданиях диалога

74–82

 99 KB

2. Сократ и сократики

Протопопова И. А.

Сократ как «сущность» и «метод»: эленхос и апория

83–98

 121 KB

Прокопов К. Е.

Сократ, ученик Пифагора

99–116

 122 KB

Мочалова И. Н.

Антисфен как наследник Сократа: к вопросу о сократической пайдейе

117–136

 135 KB

Галанин Р. Б.

Две стратегии воспитания: софистическая и сократическая

137–152

 108 KB

Рахманин А. Ю.

Фигуры Сократа и призраки Платона в философии обыденного языка после Витгенштейна

153–174

 133 KB

3. Рецепции платонизма: античность, Ренессанс, современность

Светлов Р. В.

Кинизм и иудаизм в оценке Юлиана Отступника

175–186

 95 KB

Тантлевский И. Р.

Учение Аристотеля о разумной части души в контексте «сотериологии» Платона

187–217

 187 KB

Литвин Т. В.

Длительность вечного: язык вражды в нарративах позднеантичных космологий

218–233

 113 KB

Степанова А. С.

Принцип природосообразности и антропологический вектор скептической мысли (от Секста Эмпирика к Антиоху Аскалонскому и Цицерону)

234–244

 92 KB

Гурьянов И. Г.

Пространственный аспект метафизики платонизма и «величие духа» в философии Фичино

245–275

 185 KB

Никоненко С. В.

К вопросу о платонизме в теории логического языка ранней аналитической философии

276–296

 118 KB

Вахитов Р. Р.

Идеальное Ильенкова с точки зрения платонизма

297–312

 106 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Гурьянов, Илья Геннадьевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Пространственный аспект метафизики платонизма и «величие духа» в философии Фичино

Keywords: Фичино, антропология, пространственные образы, magnanimitas, величие духа, Ficino, anthropology, spatial images, magnanimitas, greatness of mind
В послании Фичино «О платоническом понимании природы философа, его воспитания и образа жизни» латинское понятие magnanimitas встречается в контексте парафраза диалога «Государство» (6, 485sq.), что позволяет установить его эквивалентность Платонову понятию μεγαλοπρέπεια. Фичино утверждает, что «величие духа» наряду с остротой ума и крепкой памятью - это врожденные способности, «дары природы», необходимые для формирования мужа совершенной добродетели, то есть философа-платоника. Дальнейшее исследование того, как флорентиец представляет наилучшее для философских занятий устройство души, показывает, что под «величием духа» в данном послании следует понимать не этическую добродетель, обращенную к людям, а устойчивую волевую нацеленность на познание предметов наивысших. Но устремление к высокому - это не просто троп, обладающий риторической убедительностью, а выражение пространственного аспекта метафизики платонизма, который следует понимать буквально: схематизация и геометризация реальности особенно явны в диалоге Платона «Тимей». Поэтому нет ничего удивительного, что Фичино обыгрывает этимологию слов magnanimus и magnanimitas с целью указать на обращенность подлинного философа к высокому как на его конститутивную характеристику. Буквально понятое «величие духа» у флорентийца актуализирует семантику magnus как физической или пространственной характеристики (большой, сильный, высокий). В философском языке Фичино устраняется зазор между описаниями материального, метафизического и этического. К публикации прилагается комментированный перевод на русский язык письма Фичино «О платоническом понимании природы философа, его воспитания и образа жизни».
 
 
Назад к оглавлению