|
Степанова, Анна Сергеевна Российский государственный педагогический университет
Принцип природосообразности и антропологический вектор скептической мысли (от Секста Эмпирика к Антиоху Аскалонскому и Цицерону)
|
|
Keywords:
понимание, природосообразность, скептики, стоики, сродство, Секст Эмпирик, Антиох Аскалонский, Цицерон, understanding, conformity to nature, Sceptics, Stoics, affinity, Sextus Empirics, Antioch of Ascalon, Cicero
|
Статья посвящена вопросу формирования учения Цицерона как выражения взглядов скептиков и стоиков на человеке, отражающих парадигму природосообразности. Актуальность темы обусловлена задачей выяснения тонкостей эволюции мышления последователей скептически настроенных мыслителей от «скептического платонизма» 2-й и 3-й Академии до «эклектичного платонизма» 4-й Академии. Переход от яростной критики стоиков скептиками к интеграции элементов стоической мысли в ткань новых учений Антиоха и Цицерона требует детального изучения, основанного на знании текстов и терминологии. В этой статье обсуждается определение человека, данное Секстом Эмпириком, и его связь с определением Антиоха. Автор обращает особое внимание на характеристику принципа природосообразности как ключевого момента у стоиков и скептиков, который играет роль посредника в учении о представлениях, что было важно для Цицерона. Отмечается, что обращение Цицерона к чувствам не случайно и уходит корнями не только в стоические, но и в скептические традиции, поэтому Антиох в своем стремлении возродить платонизм попытался связать теорию восприимчивости (впечатлений) с идеями Платона. Автор отмечает, что вопрос о пределах знания мира, рассматривавшийся скептиками второй и третьей Академии, трансформировался благодаря Цицерону и транслировался в терминах четвертой Академии. Речь теперь уже шла не только о степени знания этических принципов, масштабах пользы, но и о масштабах человеческих возможностей и их корнях. Таким образом, понятие природы распространяется на естественные категории, имеющие отношение к ценности, став основой для понимания широкого спектра жизни и человеческой деятельности. Благодаря Цицерону не только тема человека в целом становится центральной темой древнего мышления, но и природа природа человеческого понимания, что во многом инициировано скептической традицией.
|
|
|
|
|
|
|